Голос в тишине. Т. V. ЭТИКЕТ ЦАДИКА

По мотивам хасидских историй, собранных раввином ШЛОМО-ЙОСЕФОМ ЗЕВИНЫМПеревод и пересказ Якова Шехтера 1 февраля 2016
Поделиться

«И когда страстно захочешь есть…»

Дварим, недельная глава «Реэ»

 

Ребе Ицхок‑Меир, Гурский ребе, вместе с выдающимся знатоком Торы ребе Довом Майзлишем из Варшавы, пришли к еврейскому богачу. Тот был вхож к генерал‑губернатору Польши, а дело, о котором хлопотали праведники, требовало его вмешательства. Дело касалось всех евреев Польши, и поэтому богач удостоился такой чести.

Однако, как и все богачи, он был уверен в обратном. Это он оказывал честь раввинам, принимая их в своем особняке. Много общаясь с аристократией, богач во всем подражал князьям, графам и баронам, копируя не только их одежду и манеры, но и меню. Он давно распрощался с кошерной пищей, богатство вознесло его на такую высоту, с которой все эти бесчисленные ограничения виделись ненужными условностями. Поэтому богач даже не счел нужным прервать полуденную трапезу и принял гостей прямо за обеденным столом. Он не подумал встать, как положено воспитанному еврею при виде раввинов, а преспокойно продолжал орудовать вилкой и ножом, вместо приветствия одарив гостей снисходительным кивком.

— Приятного аппетита! — произнес Гурский ребе, стараясь скрасить неловкость положения.

— Если бы вы знали, что я ем, — усмехнулся богач, — вы бы не решились произнести такое пожелание.

— Наоборот, — моментально нашелся Гурский ребе, — есть люди, которых так увлекает страсть к еде, что они идут на всякого рода нарушения. Конечно, после своих ста двадцати лет им придется держать ответ за каждый проглоченный кусочек. Но приговор им будет значительно менее суровым, нежели тем, кто ест запрещенную пищу в пику Создателю. Потому я пожелал и еще раз желаю вам приятного аппетита.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Ноах. «Новый Свет»

Любые испытания и негативные явления, которые посылает нам Творец, подобно водам потопа, направлены на исправление и преследуют позитивную цель. При условии, что человек правильно это воспримет и достойно выдержит испытания. Впрочем, Всевышний всегда ставит перед нами задачи по силам.

Советские евреи: психоаналитический очерк

В расколдовании «евреев молчания», как называл советских евреев Эли Визель, инициирующую роль сыграло еврейство крупных городов СССР, главным образом столиц – Москвы, Киева, Вильнюса... Именно там религиозные праздники собирали массу народа, несмотря на контроль и противодействие этому властей. «Тот, кто не видел своими глазами, как отмечается Симхат-Тора в Москве, тот никогда в жизни своей не наблюдал подлинной радости», – писал посетивший СССР в 70-е гг. ХХ века Визель.

Берешит. «В начале»

Первая суббота после окончания осенних праздников, когда мы читаем первую главу Торы «Берешит», носит название «Шабат берешит» и занимает особое место в еврейском календаре. Если обычная суббота оказывает духовное воздействие на всю последующую неделю, то шабат берешит распространяет свое влияние на весь год.