Голос в тишине. Т. V. ЭТИКЕТ ЦАДИКА

По мотивам хасидских историй, собранных раввином ШЛОМО-ЙОСЕФОМ ЗЕВИНЫМПеревод и пересказ Якова Шехтера 1 февраля 2016
Поделиться

«И когда страстно захочешь есть…»

Дварим, недельная глава «Реэ»

 

Ребе Ицхок‑Меир, Гурский ребе, вместе с выдающимся знатоком Торы ребе Довом Майзлишем из Варшавы, пришли к еврейскому богачу. Тот был вхож к генерал‑губернатору Польши, а дело, о котором хлопотали праведники, требовало его вмешательства. Дело касалось всех евреев Польши, и поэтому богач удостоился такой чести.

Однако, как и все богачи, он был уверен в обратном. Это он оказывал честь раввинам, принимая их в своем особняке. Много общаясь с аристократией, богач во всем подражал князьям, графам и баронам, копируя не только их одежду и манеры, но и меню. Он давно распрощался с кошерной пищей, богатство вознесло его на такую высоту, с которой все эти бесчисленные ограничения виделись ненужными условностями. Поэтому богач даже не счел нужным прервать полуденную трапезу и принял гостей прямо за обеденным столом. Он не подумал встать, как положено воспитанному еврею при виде раввинов, а преспокойно продолжал орудовать вилкой и ножом, вместо приветствия одарив гостей снисходительным кивком.

— Приятного аппетита! — произнес Гурский ребе, стараясь скрасить неловкость положения.

— Если бы вы знали, что я ем, — усмехнулся богач, — вы бы не решились произнести такое пожелание.

— Наоборот, — моментально нашелся Гурский ребе, — есть люди, которых так увлекает страсть к еде, что они идут на всякого рода нарушения. Конечно, после своих ста двадцати лет им придется держать ответ за каждый проглоченный кусочек. Но приговор им будет значительно менее суровым, нежели тем, кто ест запрещенную пищу в пику Создателю. Потому я пожелал и еще раз желаю вам приятного аппетита.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Раскрытие сокровенного: «При возжигании меноры»

Зажигание Аароном меноры — тоже проявление сокрытого света первого дня Творения. Менора, ее светильники в Храме были спланированы так, что свет ее концентрируется на среднем светильнике и оттуда исходит в мир по принципу цимцум, то есть таким образом, чтобы злые силы не могли использовать этот свет. Шабат — также проявление света Творения

Братские отношения

Отношения между евреями и христианами все время балансируют на краю опасной пропасти, меж тем как приходят новые поколения христиан и евреев. В особенности молодые поколения христиан часто попросту не знают, как церковь притесняла евреев, а молодые евреи несут в сердцах травму прошлых поколений, нередко не ведая, что церковь попыталась — в ограниченной степени и неравномерно — признать свою вину за ненависть к евреям

Должен ли лидер быть отцом и воспитателем народа? Недельная глава «Беаалотха»

Иудаизм — это распределение ответственности между всеми, забота о том, чтобы вклад каждого имел значение, формирование сплоченных команд на базе общего видения будущего, обучение, помогающее каждому реализовать его потенциал, умение ценить искренние споры и уважать право на несогласие. Такова культура, которую наши законоучители пестовали столетия рассеяния. Таковы принципы, на основе которых первопоселенцы уже в современную эпоху строили общество на Земле Израиля, Государство Израиль