Свидетельские показания

Еврейские старики поколения тшувы

Илья Дворкин 18 сентября 2019
Поделиться

Продолжение. Начало см. в № 1–5, 7 (321–325, 327)

Фрагмент из книги «Мост над временем, или Метаисторический роман о тшуве»

Путешествия

В Москву я ездил регулярно, по самым разным поводам. Академическая жизнь Москвы и Ленинграда существенно отличалась. И причина тому в самой ментальности жителей двух российских столиц. Петербург — город значительно более холодный и снобистский. В Москве отношения между людьми всегда были более открытыми и теплыми. Но основное отличие еврейской жизни Москвы было связано с количественным фактором: еврейская община росла по экспоненте, и поэтому в Москве она всегда росла куда быстрее, чем в Питере. Когда в Ленинграде было чуть больше десятка молодых баалей тшува, в Москве их была сотня, когда в Ленинграде сотня, в Москве не меньше тысячи, а в конце 1980‑х, в разгар отъезда, счет баалей тшува в Москве пошел на многие тысячи. Тут уже невозможно было знать всех. Но с центральными фигурами этого движения я поддерживал близкие отношения.

Социальная ситуация в еврейской общине Москвы тоже была совершенно иной, чем в Ленинграде. Возможно, это было связано и с численностью общины, но в Москве я очень быстро нашел людей, близких мне интеллектуально. Началось с того, что, когда примерно в 1982 году я читал доклад в Московском обществе испытателей природы, ко мне подошел дядечка солидного вида и радостно провозгласил: «Я тоже учу Тору!» — «Но почему вы решили, что я учу Тору, ведь я об этом в своем докладе ничего не сказал?» — «Но это же видно!» — уверенно заявил он.

Это был Жора Рязанов, одна из удивительных личностей московской общины. Потом я познакомился со многими другими, кто обладал широчайшими познаниями во всех областях и являлся частью самого ядра советской интеллигенции. Достаточно вспомнить хотя бы Менахема Яглома, с которым я познакомился в Москве в начале 1980‑х и подружился на всю жизнь. Но сейчас я об этом писать не буду, так как моей целью являются старики. С ними в Москве мне пришлось близко сойтись в тот момент, когда я решил легитимировать свой завет со Всевышним, пройденный мною в ленинградской больнице. Ведь обрезание — завет не только индивидуальный, а коллективный. Поэтому его надлежало сделать так, как это принято у народа Израиля. Понятно, что обрезать у меня уже было нечего и обряд имел скорее символический характер. Но для того, чтобы его выполнить, нужно было ехать в Москву, где он осуществлялся в полуподпольных условиях. Там я и познакомился с московскими стариками реб Авромом Гениным, реб Мотлом и другими.

Если в Ленинграде было целых три настоящих раввина, то в Москве, несмотря на куда бо́льшую численность общины, был только один, точнее только один раввин, который не скрывал своего раввинства и учил молодежь. Это был рав Авраам Миллер. Когда я приезжал Москву, то часто видел, что в малом зале синагоги на Горке (сейчас Спасоглинищевский переулок, а тогда улица Архипова) после молитвы регулярно сидят за столом молодые и не очень евреи и учат Гемору со старцем с большой белой бродой и пронзительными глазами. Это и был рав Авраам Миллер. Мне эти занятия много не дали, так как слышал я их отрывочно, но сам образ запомнился. Потом я читал комментарии рава Аврома, которые он составлял на русском, и на меня они производили самое сильное впечатление.

Реб Гейче. 1980‑е.

Другой московский старик, с которым меня близко свела судьба, был реб Гейче Виленский. Во многом он напоминал Аврома‑Аббу, но глаза его были более проникновенными и более строгими. С реб Гейче меня связала любопытная история. У нас, баалей тшува, было принято, что если ты уже что‑то знаешь, то должен делиться с другими, и я, как и все, вел у себя дома несколько шиуров по Торе. Как‑то стал на мои шиуры заходить некий юноша, если не ошибаюсь, Саша Котлярский, про которого говорили, что он почти безнадежный, но зато у него в Москве замечательный дедушка. Дедушкой оказался реб Гейче. Узнав, что его внук у меня учит Тору, реб Гейче фактически усыновил меня, и я стал в его доме просто как член семьи.

Реб Гейче, как и Авром‑Абба, любил рассказывать истории, а еще потрясающе пел. Но самое главное, что реб Гейче являл собой прекрасный образ живой еврейской традиции. В отличие от ленинградских стариков, которые старались не подчеркивать различия и специфику разных еврейских направлений, реб Гейче и не думал скрывать свое прямое отношение к общине любавичских хасидов. Он устраивал фарбренгены, часто вспоминал Ребе. Но я понимал, что реб Гейче, как и многие другие советские хабадники, является хасидом предыдущего Ребе — рабби Раяца. О своей встрече с рабби Раяцем, которая произошла, кажется, в Нижнем Новгороде, реб Гейче неоднократно рассказывал. Но, несмотря на это, реб Гейче подчеркивал единство и неделимость еврейской общины. Узнав, что я близко знаком с Зеэвом Дашевским, реб Гейче сказал: он мой! Услышав про Пинхаса Полонского, реб Гейче тоже сразу сказал: он мой! И так было со всеми, кого я называл.

Еще одним московским стариком, о котором нельзя не вспомнить, был Семен Абрамович Янтовский. Он был отчимом моего друга Миши Кара‑Иванова, и встретился я с ним у него дома, но вскоре выяснилось, что у меня с Семеном Абрамовичем есть одна общая любовь — путешествия. Вооружившись фотоаппаратом и блокнотиком, Семен Абрамович совершил великий, на мой взгляд, подвиг. В самом начале 1980‑х он объехал почти все еврейские общины Советского Союза и подробно описал то, что там увидел. С Семеном Абрамовичем мы встречались в самых разных ситуациях в разных местах. Потом я пытался опубликовать его книгу, которую он написал под псевдонимом Исраэль Тайяр. Книга называлась по‑советски звучно: «Синагога разгромленная, но не побежденная». Уже во время перестройки книга все‑таки вышла, без моей помощи, а потом была переиздана в расширенном виде.

Семен Абрамович Янтовский и его жена Эрлена Шоломовна Матлина.

Как и Семен Абрамович, я много путешествовал по еврейским общинам, но наши цели существенно различались. Все‑таки мы относились к разным поколениям. Семен Абрамович являлся одним из представителей остатка российского еврейства, а я относился к совершенно новому движению возвращения. Путешествуя по еврейским общинам России, Белоруссии, Литвы, Украины, Средней Азии и Кавказа, я в первую очередь искал, где чему‑то можно научиться и где существует возможность воссоздать общину и помочь начинающим баалей тшува. Как‑то раз мы с Семеном Абрамовичем встретились на Кавказе. Я осведомился у него, есть ли кто‑то из грузинских евреев, у кого можно было бы выучить какую‑то Тору. Он указал мне, что в городе Цхинвали есть два старца, хахам Авраам и хахам Йосеф. Информация для меня была важнейшей, потому что я посетил уже много еврейских общин Грузии, участвовал в молитвах, выпил море грузинского кошерного вина, насладился красотой синагоги в Они и многообразием еврейской жизни в Тбилиси, но ни одного человека, который мог бы мне что‑то сказать в Торе, не встретил.

Когда я пришел к хахаму Аврааму в Цхинвали, то попросил его разъяснить мне трудное место в книге Дварим (10:12): «А теперь, Израиль, вот что а‑Шем, твой Б‑г, ожидает от тебя». Что значит «а теперь»? Все пожелания, которые написаны далее, хорошо известны от исхода из Египта и далее. Уже сказана «Шма Исраэль», уже даны десять заповедей, что происходит здесь, что текст говорит «а теперь»? Хахам Авраам выслушал мой вопрос, который я задал частично на своем ужасном иврите, так как русский язык хахам Авраам не очень воспринимал, и далее он в течение получаса на быстром иврите объяснял мне, что произошло в тот момент и почему Б‑г как бы заново заключает завет с Израилем. Честно говоря, я был в шоке. Объяснение опиралось не только на классические комментарии и мидраши, но и на «Зоар» и писания Ари. В общем это был класс!

После этого я отправился к хахаму Йосефу примерно с таким же вопросом. Но реакция была совсем другой. «Я бы мог тебе что‑то рассказать по этому поводу, но давай я лучше тебе спою!» Таких красивых грузинских еврейских песнопений я не слышал никогда прежде и не услышал впоследствии. Но самое интересное, что я их записал на кассету и она где‑то существует и ныне.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Еврейские старики поколения тшувы

На осенние праздники в Ленинград из Белоруссии приезжали собирать милостыню двое нищих, мужчина и женщина. Как звали женщину, не помню, но имя мужчины я запомнил с легкостью, потому что его звали Илья. Он был человеком необычайным. Как это ни странно, он считал для себя недопустимым жить на милостыню. Что он делал? Он покупал на все собранные, судя по всему немалые, деньги лотерейные билеты, с помощью которых регулярно что‑то выигрывал. На это и жил.

Еврейские старики поколения тшувы

Талмудические познания Менахема Соловья были известны далеко за пределами Ленинграда, не случайно Авром‑Абба послал меня к нему. Говорили, что Соловей знает наизусть не только весь Талмуд и комментарии к нему, но и ряд более поздних алахических постановлений (поским), а заодно и 16 томов Еврейской энциклопедии Брокгауза и Ефрона.

Еврейские старики поколения тшувы

Я нередко провожал Авраама Львовича домой, а жил он в самом центре города, неподалеку от Московского вокзала. Идем мы по Невскому проспекту, кажется возвращаясь из сукки, и вдруг раввин Медалье говорит мне: «Совсем иначе выглядел Невский проспект в двадцатых годах». — «А в чем отличие?» — «В том, что почти на каждом балконе сукка была! Идешь и видишь: там сукка, тут сукка. Но потом это кончилось».