В странное время мы живем. С одной стороны, у людей гораздо больше возможностей, чем прежде. Множество вещей за нас делают механизмы — стиральная машина, посудомоечная, станки с программным управлением, компьютер… Куда меньше времени уходит на поездки — к нашим услугам автомобили, поезда, самолеты. Чтобы общаться, не надо куда‑то идти: воспользовался мобильным телефоном или скайпом — и, пожалуйста, говори сколько хочешь.
Но именно сейчас, когда за единицу времени можно сделать намного больше дел, слышишь от людей жалобы, что они ничего не успевают, нет возможности заниматься семьей, общаться, отдыхать. И уж совсем не получается заниматься Торой. Мы бы с радостью, говорят они, но что поделать — ни минуты свободной: работать надо, деньги зарабатывать, семью содержать. Войдите в наше положение!
Как раз для таких людей наша сегодняшняя мишна: «Тот, кто изучает Тору, пребывая в бедности, в конце концов удостоится изучать ее в богатстве; а кто не учит Тору в богатстве, в конце концов не сможет ее учить из‑за бедности».
На первый взгляд, рассуждение не бесспорное. Все мы прекрасно знаем, что далеко не каждый человек, посвятивший свое время Торе, становится богатым. И наоборот, есть немало богатых людей, которые не учат Тору и при этом не беднеют.
Но надо разобраться в подлинном смысле мишны. Здесь используются глаголы, имеющие двойное значение. «Мекайем эт ха‑Тора» может переводиться как «изучает Тору», а может как «осуществляет Тору», то есть строит свою жизнь по Торе, по «правде Б‑жьей». Соответственно, «меватель эт ха‑Тора» — «пренебрегает Торой», то есть «не занимается Торой», или «не живет по Торе».
Если мы актуализируем второе значение, то смысл мишны достаточно прост. Тот, кто живет по Торе в бедности, будут жить по Торе и в богатстве. Хотя бы потому, что для праведника богатство — не гора денег, а прежде всего возможность служить Б‑гу и помогать людям. При этом у него больше шансов разбогатеть: недаром Тору называют «Торат‑хайим», «учение жизни», она содержит законы и практические рекомендации, как строить отношения не только с Б‑гом, но и с окружающими людьми, как заслужить хорошую репутацию, как убедить людей сотрудничать. Но, добившись богатства, праведник видит в нем не награду, а задание от Б‑га, использует заработанные деньги на благие цели. И наоборот, богач, пренебрегающий законами Торы, на самом деле богат весьма относительно. У него может быть много денег, но нет душевного покоя. Он втайне понимает, что живет нечестно, — и все время боится, что у него отберут нажитое. Живет в страхе перед завтрашним днем, как последний бедняк!..
А теперь вернемся к первому толкованию мишны, где речь об изучении Торы в бедности и богатстве. Смысл его в том, что материальный фактор — богатство или бедность — не оправдание, чтобы не заниматься Торой. Мы знаем, например, историю рабби Гилеля, который в юности был бедным дровосеком, зарабатывал одну монету в день и делил ее пополам: половину пускал на прожитье, свое и семьи, а половину отдавал в качестве платы за вход в «дом учения». Как‑то зимой денег у него не оказалось, так он забрался на крышу, чтобы через слуховое оконце выслушать урок. Шел снег, под конец его освободили из‑под полуметрового сугроба, а он и не заметил, что мог замерзнуть! Но есть пример рабби Иеуды а‑Носи, собирателя «Мишны», первого трактата талмудического канона. Он был очень богат, и это не мешало ему посвящать главное время своей жизни изучению Торы.
Рамбам учит: Б‑г дает в Торе обещания материальных благ, чтобы у человека голова была свободна для изучения Торы. Когда придет Машиах, Б‑г даст людям богатство и изобилие именно для того, чтобы они могли учить Тору не отвлекаясь.
Да, бедность — это испытание. Но и богатство — испытание, порой даже более серьезное. Царь Шломо писал в «Мишлей»: «…нищеты и богатства не давай мне, чтобы, пресытившись, я не отрекся от Тебя и не сказал: “Кто Г‑сподь?”, и чтобы обеднев не стал красть…» Кража, конечно, тяжкий грех, но отпадение от Б‑га — грех куда более тяжкий.
Когда Наполеон напал на Россию, многие раввины поддержали его: они надеялись, что император даст российским евреям те же права и свободы, какие они получили во Франции. В первое утро Рош а‑Шана, во время трубления в шофар, они решили просить Б‑га дать победу французам. Договорились даже выйти на молитву пораньше, ведь первую просьбу при трублении в шофар Небеса всегда удовлетворяют. Но Алтер Ребе опередил их: затрубил еще до начала молитвы и попросил победы русскому царю. Когда его спросили, почему, Алтер Ребе ответил: «Если дать слишком много свободы, евреи отдалятся от Торы».
Впрочем, спустя полтора века ситуация изменилась. Наш Ребе, встав во главе Хабада, сказал: «Сегодня пришло время просить у Б‑га богатства, поскольку наш народ уже доказал, что может учить Тору в бедности».
Б‑г откликнулся на наши молитвы и действительно дал нам огромное технологическое богатство. Теперь наш черед доказать, что мы выдержим и это испытание.