«Лехаим» публикует фрагменты из бесед Любавичского Ребе, содержащих комментарии на недельные главы Торы. Беседы адаптированы для широкого читателя. Чтобы глубоко ознакомиться с ними, а их 36 томов на иврите и идише, необходимо обратиться к оригиналам. Однако мы надеемся, что и наши публикации будут полезны заинтересованным читателям.
Глава «Ваишлах» повествует о том, как отправил Яаков к Эйсаву, брату своему, вестников, чтобы с ним помириться. Примирительная речь начинается так: «У Лавана (тестя своего) жил я». Раши дает на слово гарти («жил я») два комментария. Гарти от гер (пришелец, чужой): «Не стал я (у Лавана) вельможей, а остался чужим», и гарти — слово, буквы которого составляют число 613: «Жил я у злодея Лавана, а 613 заповедей исполнял».
Известно, что все значения заложенных в Торе слов связаны друг с другом. Какова же связь между двумя комментариями на одно слово? Кроме того, зачем было сообщать Эйсаву, что Яаков соблюдал 613 заповедей, могло ли это способствовать примирению братьев?
Мы знаем, что Яаков отправился в Харан извлечь из этого места покоящиеся там искры святости. И с этой задачей он справился, выполнил свою миссию, подготовив еще одно место на земле к приходу Мошиаха. Сам он, возвращаясь из Харана, уже готов был к приходу освободителя и сообщает об этом Эйсаву, надеясь, что брат также очистился от зла и готов к освобождению.
Потому и говорит Яаков: «У Лавана жил я», но никоим образом не «заразился» его материализмом; все, связанное с ним, было мне чужим, находилось в области герим, чужих. Главным для меня были мир святости и веры, Тора и заповеди, «613 заповедей».
«И были у меня бык и осел», — добавляет Яаков. Мидраш поясняет: «Осел — это осел Мошиаха». Яаков говорит Эйсаву, что у него уже есть осел Мошиаха и он готов к освобождению.
Но посланцы Яакова, вернувшись, докладывали ему: «Пришли мы к брату твоему, к Эйсаву», — ты думаешь, что он твой брат, что он, как и ты, готов к приходу Мошиаха, а он — Эйсав, такой, как и был, погруженный в зло.
В этом рассказе содержится поучение потомкам: еврей всегда должен быть готов к освобождению. Несмотря на то, что окружающий мир еще не очищен. Он должен подготовить самого себя к освобождению. И сделать это можно, только чувствуя себя гером, чужим ко всему злу и материализму, которые его окружают.
Рассказывают, что Межеричский Магид в юности жил в чрезвычайной бедности. Однажды к нему явился богатый еврей, присланный Баал‑Шем‑Товом. Потрясенный увиденным, он сказал праведнику: «Как вы можете так жить? Вот у меня дома мягкая мебель, хорошая еда». Магид заметил: «Это ведь у вас дома, дома все иначе. Мы сейчас не дома, мы в дороге». Все материальные блага этого мира являлись для него временной суетой, домом для него были Тора и заповеди. Это и есть настоящая подготовка к освобождению.
(Опубликовано в № 80, декабрь 1998)