Рош а-Шана

Cуть еврейских праздников. «Глава года»

Адин Эвен-Исраэль (Штейнзальц) 1 февраля 2016
Поделиться

Центр жизни

Дни Новолетия и новомесячия называются на иврите необычным идиоматическим выражением (Рош ѓа‑Шана или рош ходеш Рош ходеш — еврейский «малый праздник». Приходится на первый день каждого лунного месяца (за исключением месяца тишрей — первого числа этого месяца празднуется Рош ѓа‑Шана, Новый год). ), дословно значащим «глава года (или месяца)». Только частое употребление этой конструкции позволяет нам не обращать внимания на ее странность. Естественнее было бы говорить не о «главе», или «голове» (рош), а о начале (решит) года, и действительно, в Писании встречается именно это выражение Дварим, 11:12. . В конце концов, слово рош, «голова», — это название части тела, а не начала. Обыгрывая эту идиому, говорят, что и у года, подобно живым существам, есть голова. Таким образом, «глава года» — это не просто его начало, но дни, которые так же относятся к году, как голова к организму.

В человеческом теле есть ряд органов, выполняющих жизненно важные функции. В качестве примера можно указать на так называемых «трех царей»: мозг, сердце и печень. Мозг — это центр мыслительной деятельности, сердце перекачивает кровь, а печень обеспечивает функционирование системы пищеварения. Хотя организм не может существовать без одного из трех этих органов, они отличаются между собой по значимости. Безусловно, место на вершине пирамиды занимает мозг.

Головной мозг — это главный орган человеческого организма. Его значение столь критично, что в определенном смысле все знание человека об окружающей его действительности и о нем самом относится именно к сфере деятельности мозга. Видя что‑либо перед собой, мы имеем дело исключительно с мысленным образом данной вещи. Воспринимая то, что нам представляется различными предметами, людьми, окружающим миром, восходящим солнцем, мы вовсе не можем быть абсолютно уверены в их объективном существовании.

Мозг вмещает в себя все переживаемое человеком, все его бытие. Речь идет не только о простых ощущениях наслаждения, боли, жары или холода; именно в мозге локализировано осознание собственного Я. Можно сказать, что каждому человеку присуще некое ощущение реальности своего существования, не связанное со специальными органами чувств.

Год как отдельный организм

Особое место, которое занимает день Рош ѓа‑Шана, «глава года», объясняется тем, что год можно представить в виде отдельной системы — «организма», обладающего подлинным собственным бытием. Год, как и всякая иная единица времени, — это не только условная мера измерения. Это особая автономная сущность, у которой есть начало и конец.

Понятно, что, если разбить пространство в соответствии с единицами его измерения, окажется: разные участки идентичны друг другу по размеру, но они отличаются по своему характеру и сущности. Каждый сантиметр в мире уникален, нельзя найти две песчинки, которые были бы совершенно идентичны друг другу. То же самое происходит и со временем. Длительность времени устанавливается с помощью внешних мерок, и, казалось бы, нет никакой разницы между двумя временными интервалами одинаковой длины. Однако по сути своей каждая минута и каждая секунда является единственной в своем роде, каждый миг несет в себе что‑то новое, чем и отличается от всех иных мгновений.

Такой подход требует серьезного отношения к планированию времени, к его использованию или трате. Каждый момент уникален, и, если он будет потрачен зря, этого уже не исправишь. Он уйдет в прошлое, а исправление ошибки придется на иной момент В каббалистической литературе речь идет о том, что система координат пространства—времени связана с системой сфер. Каждая точка времени определяется уникальным сочетанием времени и места — реальности. Согласно этому взгляду, у каждого мига есть свое наименование, выделяющее его из череды мгновений. . Две последовательные секунды с большой вероятностью окажутся схожи, но никогда не будут идентичны, а может статься, что их будет разделять пропасть. Тот специфический момент, в который исполняется заповедь, словно удостаивается венца. Миг совершения греха оказывается запятнанным Хотя раскаяние может задним числом исправить зло, совершенное в тот или иной момент времени, эта трансформация никак не относится к области естественных механизмов. .

То же самое верно и применительно к более длительным единицам времени — годам. Подсчет годов указывает не только на порядковый номер; он подобен каталогизации книги в библиотеке, при которой получаемый ею код содержит информацию о ее жанре и тематике. Каждому году присущи свои специфические особенности. Наступающий год подобен новорожденному младенцу, который может оказаться таким же, как тот, кто родился до него, или стать хуже его, но может и быть несравненно лучше. Каждый следующий год имеет шанс не просто стать обычным годом, но сделать нашу жизнь более полной, принести особое благословение.

Жизнь в будущем году

Рош ѓа‑Шана заключает в себе все дни наступающего года, словно охватывая единой мыслью все их многообразие. Поэтому правильное проведение этого праздника позволит создать четкий внутренний образ, который станет моделью для всего года. Это не значит, что все планы на наступающий год должны быть установлены в самом начале. Год — это многосторонний феномен, связанный со многими мирами. Однако в день Рош ѓа‑Шана нам следует создать некий общий, собирательный тип существования в грядущем году, решить, какое направление тот придаст нашей жизни. Возлагая на «главу» года «царский венец», мы превращаем наступающий год в явление совершенно иного порядка. Ритуалы Рош ѓа‑Шана выполняются не только в честь праздника, они связаны с влиянием этого дня, «головы», на весь организм года Таков смысл и обычая не спать днем Рош ѓа‑Шана (в раввинской литературе приводится цитата из Иерусалимского Талмуда: «Если ты спишь в Рош ѓа‑Шана, твоя судьба тоже уснет»): сон в это время словно погружает весь грядущий год в дрему. .

В день Рош ѓа‑Шана человек способен придать жизненность всему году. В целом можно сказать, что в структуре мироздания мертвое противостоит добру. Источником скверны является именно смерть — причем смерть самых разных существ. Антитеза скверны — это жизнь, и таково значение выражения «Б‑г живой». Сказано также: «Смотри, предложил Я тебе сегодня жизнь, и добро, и смерть, и зло» Дварим, 30:15 , и не случайно в завершение этой темы Тора не говорит о выборе добра, чего, казалось, следовало бы ожидать, но призывает: «Выбери же жизнь» Там же, 30:19. . Выбор жизни столь фундаментален, поскольку жизнь сама по себе имеет определенное преимущество: живое всегда лучше, даже если эта жизнь протекает совсем не в области святости.

В Рош ѓа‑Шана нам предстоит выстроить весь будущий год. Мы должны добиться того, чтобы жизнь и добро пропитали этот день, а за ним и все последующие. Тогда этот год действительно станет иным. Тот, кому это удастся, может вернуть к жизни великое множество людей или хотя бы самого себя и достичь того, чтобы за головой следовало все тело.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Жонглеры, акробаты, великолепный Храм и полное отсутствие политической борьбы

Храм, каким его представляют себе мудрецы, по сути, статичен, это мир вне времени, где вечно повторяются одни и те же действия. К широкому историческому контексту — миру империй и государств, войн и политики, который постоянно меняется, — Талмуд на удивление безразличен, несмотря на то что этот мир в значительной мере определял судьбу евреев. Мудрецы апеллировали к библейским историям и народным преданиям; сверх того они не испытывали потребности в исторических источниках.

Маасер: кому и на что?

Наши мудрецы учат: «Кто дает монету бедняку, получает шесть благословений, а кто его утешит — получит одиннадцать». Ну а если можете помочь материально — старайтесь сделать это как можно более деликатно, чтобы просящего не стеснять. Здесь приведу еще одну мысль наших мудрецов: когда даешь кому‑то, представь себя самого в положении человека, которому даешь, — это тебе подскажет, как дать, чтобы не обидеть и не унизить.

Недельная глава «Цав». Отчего умирают цивилизации

Евреи не расстались со своим прошлым. В своих молитвах мы и сегодня упоминаем о жертвоприношениях. Но евреи не стали держаться за прошлое. Не стали они искать убежища и в иррациональном мышлении. Они продумали свое будущее наперед и создали такие институты, как синагога, дом учения и школа, которые можно выстроить где угодно, чтобы они даже в самой неблагоприятной обстановке служили питательной средой для еврейской идентичности.