Читая Тору

Что приводит цивилизации к краху. Недельная глава «Экев»

Джонатан Сакс. Перевод с английского Светланы Силаковой 19 августа 2024
Поделиться

Как не допустить, чтобы свободное общество превратилось в несвободное? В чем главная сложность? Крайне неожиданный ответ дает Моше в недельной главе «Экев». Вот его слова: «Берегись же, не забывай Г‑спода, твоего Б‑га… Возможно, когда ты станешь есть досыта, возведешь хорошие дома и поселишься в них, когда у тебя станет много крупного и мелкого скота, когда у тебя будет много серебра и золота, да и всего [остального] будет у тебя вдоволь, — то ты возгордишься и забудешь Г‑спода, твоего Б‑га, который вывел тебя из земли египетской, из дома рабства <…> [Тогда, возможно,] ты подумаешь: “Я сам, своими силами и крепкой рукою, добыл себе это богатство!” <…> Если же вы забудете Г‑спода, вашего Б‑га <…> то сегодня я предостерегаю вас, что [тогда] вы непременно погибнете!» (Дварим, 8:11–19).

По сути, Моше разъяснял новому поколению: вам кажется, что главным испытанием были сорок лет скитаний по пустыне, а едва вы завоюете и освоите Землю обетованную, у вас больше не будет проблем. В действительности тогда‑то и начнутся настоящие испытания. Когда вы удовлетворите все свои физические потребности, когда у вас будут своя страна и суверенитет, обильные урожаи и надежные дома, для вас начнутся духовные испытания.

Главное испытание — не нищета, а достаток, не страх за свою безопасность, а чувство полной безопасности, не рабство, а свобода.

Моше говорит с израильтянами. Феликс‑Эммануэль‑Анри Филиппото. Гравюра. Середина XIX века

Впервые в истории Моше изложил обиняками один из законов истории. Много веков спустя тот же закон сформулируют великий исламский мыслитель XIV века Ибн‑Хальдун (1332–1406), итальянский политический философ Джамбаттиста Вико (1668–1744), а совсем недавно — историк из Гарвардского университета Ниал Фергюсон. Итак, Моше описывал, как цивилизации приходят к упадку и краху.

Сходным образом Ибн‑Хальдун замечал: когда цивилизация становится великой, ее элита привыкает жить в роскоши, а нация в целом утрачивает то, что Ибн‑Хальдун именовал «асабия» — социальную солидарность. И тогда нация оказывается бессильна под натиском более целеустремленных и сплоченных завоевателей, хотя их цивилизация менее развита.

Похожий круговорот событий описал Джамбаттиста Вико: «Сначала люди ощущают необходимое; затем обращают внимание на полезное, потом замечают удобное, после развлекаются наслаждением и потому развращаются роскошью; наконец, безумствуют, растрачивая свое имущество» Перевод с итальянского А. Губера. .

Ту же мысль ярко выразил Бертран Рассел во введении к своей «Истории западной философии». Рассел считал, что наша цивилизация достигла высочайших вершин дважды: в Древней Греции и в Италии эпохи Возрождения. Но у него хватило честности, чтобы подметить: те же черты, которые привели эти цивилизации к величию, несли в себе зародыш их гибели: «То, что произошло в эпоху величия Греции, повторилось в Италии эпохи Возрождения: традиционные моральные ограничения исчезли ввиду их отождествления с суевериями; свобода от оков вдохнула в людей энергию и творческий дух, породив редкостную вспышку гениальности; но анархия и вероломство, неизбежно порожденные упадком морали, привели итальянцев к коллективному бессилию, и они, как и греки, подпали под власть менее цивилизованных, но не до такой степени внутренне разобщенных наций».

 

Ниал Фергюсон в книге «Цивилизация: чем Запад отличается от остального мира» (2011) утверждает, что Запад обрел господство благодаря шести преимуществам, которые Фергюсон, заимствуя жаргон ИТ‑индустрии, иносказательно называет «убойными приложениями». То были конкуренция, развитие точных и естественных наук, демократия, медицина, общество потребления и протестантская трудовая этика. Однако сегодня Запад теряет веру в себя и рискует отстать от других стран и регионов.

Что ж, первым обо всем этом сказал Моше — таков один из лейтмотивов книги Дварим. Моше втолковывает следующему поколению: если вы возомните, что завоевали страну и свободу собственными руками, то скатитесь в беззаботность и самодовольство. Именно с этого начинается крах любой цивилизации.

В одной из предыдущих глав Моше употребляет яркое слово «веношантем» («вы состаритесь» Так в английском переводе. В русском переводе Д. Сафронова под редакцией А. Графова: «вы долго проживете». — Примеч. перев.
) (Дварим, 4:25), подразумевая: «У вас уже не хватит нравственных и умственных сил для самопожертвования, без которого не отстоишь свободу».

Неравенство будет усиливаться. Богачи станут беситься с жиру. Бедняки начнут чувствовать себя изгоями. Будет социальное расслоение, обиды и несправедливые поступки. Общество перестанет быть сплоченным. Люди перестанут считать, что их объединяют узы коллективной ответственности. Возобладает индивидуализм. Взаимное доверие ослабнет. Социальный капитал Здесь «социальный капитал» — понятие общественных наук. Он отражает уровень сплоченности общества: готовность или неготовность помогать незнакомым людям. — Примеч. перев. иссякнет.

Так случилось рано или поздно со всеми цивилизациями, даже с величайшими. А для сынов Израиля, малочисленного народа в окружении больших империй, такой исход стал бы полной катастрофой. Как разъясняет Моше в конце книги, пространно описывая проклятия, которые ждут народ в случае утраты духовных ориентиров, Израиль обнаружит, что потерпел поражение и колоссальный урон.

Только на этом фоне нам становится понятен предложенный в книге Дварим грандиозный проект: идея построить общество, которое в силах преодолеть стандартные законы роста и упадка цивилизаций. Идея просто поразительная.

Как ее осуществить? Каждый человек должен нести ответственность за общество в целом, разделяя ее с остальными. Каждый должен знать историю своего народа. Каждый должен постигать законы мироустройства. Каждый должен дать своим детям образование, чтобы они тоже познали и могли выразить свою идентичность.

Правило первое: «Никогда не забывайте о своих корнях».

Следующая задача — упрочить свободу такими способами, как учреждение судов, обеспечение верховенства закона и отправление правосудия.

А еще — забота о бедных. Нужно принять меры, чтобы каждый человек мог удовлетворить свои базовые потребности и благодаря этому сохранить человеческое достоинство. Тех, кто одинок, следует приглашать к себе на праздники. Ежедневно, еженедельно, ежегодно совершать обряды, чтобы помнить о завете, а также каждые семь лет возобновлять его на всенародном собрании. Заботиться о том, чтобы среди вас всегда были пророки — те, кто напомнит народу о его предназначении и разоблачит развращенность, порождаемую властью.

Правило второе: «Никогда не отступайте от принципов и идеалов, на которых основано ваше общество».

Главный способ достичь этого — признать существование силы, которая выше нас. На этом Моше настаивает наиболее рьяно. Когда общество теряет веру в трансцендентное, начинается его старение. Затем общество перестает верить в объективный нравственный порядок, а в конце концов перестает верить в себя.

Правило третье: «Сила общества соразмерна силе его веры».

Только вера в Б‑га научит нас уважать потребности других людей, а не свои лишь собственные. Только вера в Б‑га вдохновит нас на усилия ради далекого будущего, до которого мы не доживем. Только вера в Б‑га может удержать нас от дурных поступков, даже когда мы уверены, что ни одна живая душа о них не узнает. Только вера в Б‑га может даровать нам смирение — единственное качество, которое предохранит нас от звездной болезни надменности и самоуверенности. Ведь эти недостатки, указывает Пол Кеннеди во «Взлетах и падениях великих держав» (1987), порождают завышенное мнение о собственной военной мощи и влекут за собой поражение национального масштаба.

В конце книги «Цивилизация» Ниал Фергюсон цитирует слова неназванного члена Китайской академии общественных наук, которому вместе с коллегами поручили разобраться, почему Европа, до XVII века отстававшая от Китая, затем обогнала его, заняв передовое и господствующее положение.

«Сначала, сказал он, мы думали, что все дело в ваших пушках. Ваше оружие было лучше нашего. Потом мы копнули глубже и решили, что дело в вашей политической системе. Затем мы углубились еще глубже и заключили, что дело в вашей экономической системе. Но за последние 20 лет мы поняли, что на самом деле все дело в вашей религии. Именно [иудео‑христианские] основы общественно‑культурной жизни Европы сделали возможным появление капитализма, а затем демократического политического устройства».

Только вера может спасти общество от упадка и краха. Вот одна из величайших истин, открывшихся Моше, и она осталась верна на все времена.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Недельная глава «Экев». Духовный смысл слушания

Иудаизм учит, что мы не можем видеть Б‑га, но можем слышать Его, а Он слышит нас. Именно с помощью слов — говоря и слушая — мы можем поддерживать тесные взаимоотношения с Б‑гом как с нашим родителем, партнером, правителем, любящим нас и любимым нами. Мы не можем продемонстрировать существование Б‑га научными методами. Не можем доказать существование Б‑га методами логики. Все это древнегреческие, а не еврейские способы мышления.

Недельная глава «Экев». Сила благодарности

Самое страшное, что с ними может случиться, предостерегал Моше, — позабыть, как они пришли в эту страну, как Б‑г обещал ее их предкам, как Он вывел их из рабства на свободу, сорок лет снабжая пищей в пустыне. Это была революционная мысль: написать историю народа в людских сердцах, разыгрывать ее вновь и вновь в ходе годичного цикла праздников, делать так, чтобы народ никогда не приписывал достижений народа себе самому — «своим силам и крепкой руке», но, напротив, всегда относил свои победы и само свое существование на счет чего‑то более грандиозного — на счет Б‑га.

Недельная глава «Экев». Завет и милость

Танах, описывая взаимоотношения между Б‑гом и Израилем, проводит в основном две аналогии: с отношениями между мужем и женой и с отношениями между родителем и ребенком. В отношениях между мужем и женой возможен развод. А в отношениях между родителем и ребенком — невозможен. Родитель и ребенок могут рассориться, но для ребенка родитель остается его родителем, а для родителя ребенок — его ребенком. Брак является заветом, а родительство — не является.