Что приводит цивилизации к краху. Недельная глава «Экев»
Как не допустить, чтобы свободное общество превратилось в несвободное? В чем главная сложность? Крайне неожиданный ответ дает Моше в недельной главе «Экев». Вот его слова: «Берегись же, не забывай Г‑спода, твоего Б‑га… Возможно, когда ты станешь есть досыта, возведешь хорошие дома и поселишься в них, когда у тебя станет много крупного и мелкого скота, когда у тебя будет много серебра и золота, да и всего [остального] будет у тебя вдоволь, — то ты возгордишься и забудешь Г‑спода, твоего Б‑га, который вывел тебя из земли египетской, из дома рабства <…> [Тогда, возможно,] ты подумаешь: “Я сам, своими силами и крепкой рукою, добыл себе это богатство!” <…> Если же вы забудете Г‑спода, вашего Б‑га <…> то сегодня я предостерегаю вас, что [тогда] вы непременно погибнете!» (Дварим, 8:11–19).
По сути, Моше разъяснял новому поколению: вам кажется, что главным испытанием были сорок лет скитаний по пустыне, а едва вы завоюете и освоите Землю обетованную, у вас больше не будет проблем. В действительности тогда‑то и начнутся настоящие испытания. Когда вы удовлетворите все свои физические потребности, когда у вас будут своя страна и суверенитет, обильные урожаи и надежные дома, для вас начнутся духовные испытания.
Главное испытание — не нищета, а достаток, не страх за свою безопасность, а чувство полной безопасности, не рабство, а свобода.
Впервые в истории Моше изложил обиняками один из законов истории. Много веков спустя тот же закон сформулируют великий исламский мыслитель XIV века Ибн‑Хальдун (1332–1406), итальянский политический философ Джамбаттиста Вико (1668–1744), а совсем недавно — историк из Гарвардского университета Ниал Фергюсон. Итак, Моше описывал, как цивилизации приходят к упадку и краху.
Сходным образом Ибн‑Хальдун замечал: когда цивилизация становится великой, ее элита привыкает жить в роскоши, а нация в целом утрачивает то, что Ибн‑Хальдун именовал «асабия» — социальную солидарность. И тогда нация оказывается бессильна под натиском более целеустремленных и сплоченных завоевателей, хотя их цивилизация менее развита.
Похожий круговорот событий описал Джамбаттиста Вико: «Сначала люди ощущают необходимое; затем обращают внимание на полезное, потом замечают удобное, после развлекаются наслаждением и потому развращаются роскошью; наконец, безумствуют, растрачивая свое имущество» .
Ту же мысль ярко выразил Бертран Рассел во введении к своей «Истории западной философии». Рассел считал, что наша цивилизация достигла высочайших вершин дважды: в Древней Греции и в Италии эпохи Возрождения. Но у него хватило честности, чтобы подметить: те же черты, которые привели эти цивилизации к величию, несли в себе зародыш их гибели: «То, что произошло в эпоху величия Греции, повторилось в Италии эпохи Возрождения: традиционные моральные ограничения исчезли ввиду их отождествления с суевериями; свобода от оков вдохнула в людей энергию и творческий дух, породив редкостную вспышку гениальности; но анархия и вероломство, неизбежно порожденные упадком морали, привели итальянцев к коллективному бессилию, и они, как и греки, подпали под власть менее цивилизованных, но не до такой степени внутренне разобщенных наций».
Ниал Фергюсон в книге «Цивилизация: чем Запад отличается от остального мира» (2011) утверждает, что Запад обрел господство благодаря шести преимуществам, которые Фергюсон, заимствуя жаргон ИТ‑индустрии, иносказательно называет «убойными приложениями». То были конкуренция, развитие точных и естественных наук, демократия, медицина, общество потребления и протестантская трудовая этика. Однако сегодня Запад теряет веру в себя и рискует отстать от других стран и регионов.
Что ж, первым обо всем этом сказал Моше — таков один из лейтмотивов книги Дварим. Моше втолковывает следующему поколению: если вы возомните, что завоевали страну и свободу собственными руками, то скатитесь в беззаботность и самодовольство. Именно с этого начинается крах любой цивилизации.
В одной из предыдущих глав Моше употребляет яркое слово «веношантем» («вы состаритесь» ) (Дварим, 4:25), подразумевая: «У вас уже не хватит нравственных и умственных сил для самопожертвования, без которого не отстоишь свободу».
Неравенство будет усиливаться. Богачи станут беситься с жиру. Бедняки начнут чувствовать себя изгоями. Будет социальное расслоение, обиды и несправедливые поступки. Общество перестанет быть сплоченным. Люди перестанут считать, что их объединяют узы коллективной ответственности. Возобладает индивидуализм. Взаимное доверие ослабнет. Социальный капитал иссякнет.
Так случилось рано или поздно со всеми цивилизациями, даже с величайшими. А для сынов Израиля, малочисленного народа в окружении больших империй, такой исход стал бы полной катастрофой. Как разъясняет Моше в конце книги, пространно описывая проклятия, которые ждут народ в случае утраты духовных ориентиров, Израиль обнаружит, что потерпел поражение и колоссальный урон.
Только на этом фоне нам становится понятен предложенный в книге Дварим грандиозный проект: идея построить общество, которое в силах преодолеть стандартные законы роста и упадка цивилизаций. Идея просто поразительная.
Как ее осуществить? Каждый человек должен нести ответственность за общество в целом, разделяя ее с остальными. Каждый должен знать историю своего народа. Каждый должен постигать законы мироустройства. Каждый должен дать своим детям образование, чтобы они тоже познали и могли выразить свою идентичность.
Правило первое: «Никогда не забывайте о своих корнях».
Следующая задача — упрочить свободу такими способами, как учреждение судов, обеспечение верховенства закона и отправление правосудия.
А еще — забота о бедных. Нужно принять меры, чтобы каждый человек мог удовлетворить свои базовые потребности и благодаря этому сохранить человеческое достоинство. Тех, кто одинок, следует приглашать к себе на праздники. Ежедневно, еженедельно, ежегодно совершать обряды, чтобы помнить о завете, а также каждые семь лет возобновлять его на всенародном собрании. Заботиться о том, чтобы среди вас всегда были пророки — те, кто напомнит народу о его предназначении и разоблачит развращенность, порождаемую властью.
Правило второе: «Никогда не отступайте от принципов и идеалов, на которых основано ваше общество».
Главный способ достичь этого — признать существование силы, которая выше нас. На этом Моше настаивает наиболее рьяно. Когда общество теряет веру в трансцендентное, начинается его старение. Затем общество перестает верить в объективный нравственный порядок, а в конце концов перестает верить в себя.
Правило третье: «Сила общества соразмерна силе его веры».
Только вера в Б‑га научит нас уважать потребности других людей, а не свои лишь собственные. Только вера в Б‑га вдохновит нас на усилия ради далекого будущего, до которого мы не доживем. Только вера в Б‑га может удержать нас от дурных поступков, даже когда мы уверены, что ни одна живая душа о них не узнает. Только вера в Б‑га может даровать нам смирение — единственное качество, которое предохранит нас от звездной болезни надменности и самоуверенности. Ведь эти недостатки, указывает Пол Кеннеди во «Взлетах и падениях великих держав» (1987), порождают завышенное мнение о собственной военной мощи и влекут за собой поражение национального масштаба.
В конце книги «Цивилизация» Ниал Фергюсон цитирует слова неназванного члена Китайской академии общественных наук, которому вместе с коллегами поручили разобраться, почему Европа, до XVII века отстававшая от Китая, затем обогнала его, заняв передовое и господствующее положение.
«Сначала, сказал он, мы думали, что все дело в ваших пушках. Ваше оружие было лучше нашего. Потом мы копнули глубже и решили, что дело в вашей политической системе. Затем мы углубились еще глубже и заключили, что дело в вашей экономической системе. Но за последние 20 лет мы поняли, что на самом деле все дело в вашей религии. Именно [иудео‑христианские] основы общественно‑культурной жизни Европы сделали возможным появление капитализма, а затем демократического политического устройства».
Только вера может спасти общество от упадка и краха. Вот одна из величайших истин, открывшихся Моше, и она осталась верна на все времена.