Читая Тору

Чем Йеошуа и Калев отличались от всех остальных разведчиков? Недельная глава «Шлах»

Джонатан Сакс. Перевод с английского Светланы Силаковой 24 июня 2024
Поделиться

Разведчики, посланные Моше осмотреть страну, вернулись с докладом, который создавал абсолютно ложную картину. Они утверждали: «Мы не можем выступить против этого народа, потому что он сильнее нас <…> Земля, которую мы прошли и исследовали, — это земля, пожирающая своих обитателей. А все люди, которых мы там видели, — огромные!» (Бемидбар, 13:31–32).

В действительности, как мы узнаем позднее из книги Йеошуа, обитатели страны очень боялись сынов Израиля. Когда Йеошуа послал разведчиков в Иерихон, Рахав сказала им: «Напал на нас страх перед вами, и все жители этой страны оробели перед вами». Когда местные жители услышали, что именно Б‑г совершил ради сынов Израиля, «оробело сердце наше, и ни у кого не достанет мужества противостоять вам» (Йеошуа, 2:9–11).

Наши разведчики должны были бы это понять. Ведь еще раньше, у Тростникового моря, они распевали:

 

Перепугались жители Ханаана!

Охватили их страх и трепет.

(Шмот, 15:15–16)

 

Но теперь разведчики впали в заблуждение, приписав другим свои субъективные ощущения. Они рассказали: «Мы казались себе кузнечиками [рядом с ними], и такими же [ничтожными] были мы в их глазах» (Бемидбар, 13:33).

Как подметил Ребе из Коцка, разведчики имели право выдвигать первое из этих утверждений, но не второе. Разведчики знали, какие чувства охватили их самих, но понятия не имели, что чувствовали жители страны. Разведчики очень боялись ханаанеев и не заметили, что ханаанеи сами их боятся.

И все же напрашиваются два вопроса. Первый: почему десять из двенадцати разведчиков совершили эту ошибку? И второй: почему остальные двое — Йеошуа и Калев — ее избежали?

Разведчики, вернувшиеся из страны Ханаан. Жерар Жоллен. Гравюра. 1670

Психолог из Стэнфордского университета Кэрол Дуэк в своей интереснейшей книге «Гибкое сознание» Carol S. Dweck, Mindset. На русском издана под названием «Гибкое сознание. Новый взгляд на психологию развития взрослых и детей». В русскоязычных источниках также встречается такой перевод названия: «Образ мысли». См., например, в книге Джонатана Сакса «Уроки лидерства» (М.: Книжники, 2024). — Примеч. перев. разъясняет, почему одни люди реализуют свой потенциал, а другие нет. По словам Дуэк, ее заинтриговали наблюдения за поведением десятилетних детей при решении головоломок.

Некоторые дети, получая более сложные головоломки, буквально расцветали. Упивались трудностями, даже когда головоломки были им не по плечу. Другие дети, напротив, нервничали. Получив головоломки посложнее, такие дети вскоре разуверивались в себе и опускали руки.

Дуэк решила докопаться до причин. Чем отличаются те, кому экзамены и контрольные в радость, от всех остальных? Почему невзгоды для некоторых — трамплин к развитию, а для других — топь уныния? Из своих исследований Дуэк заключила, что всё решают внутренние установки. Одни люди считают, что способности даны нам от рождения и остаются неизменными. Мол, есть люди одаренные, а есть заурядные, и мы бессильны изменить это. Дуэк называет подобное «установкой на данность», или «фиксированным сознанием».

Другие же полагают, что усердие помогает нам расти над собой. Такие люди, потерпев неудачу, воспринимают ее как ценный урок. Дуэк называет это «установкой на рост», или «гибким сознанием».

Те, кому свойственна психологическая установка на данность, обычно избегают трудных задач, потому что боятся потерпеть неудачу. Им кажется, что неудача обнажит их несостоятельность. Поэтому они стараются поменьше рисковать. Перестраховываются.

Те, кому свойственна установка на рост, реагируют иначе. «Они не просто ищут себе трудные задачи, но расцветают в атмосфере трудностей. Чем заковыристее задача, тем шире раскрывается их потенциал».

А в какой атмосфере расцветают люди с установкой на данность? «Когда задачи им гарантированно по силам. Если задачи слишком усложняются <…> эти люди теряют интерес».

По словам Дуэк, родители могут сильно навредить своим детям уверениями: «Ты одаренный, умный, талантливый». Тем самым ребенку внушают, что его набор талантов и способностей — неизменная данность. И в результате он остерегается рискованных затей, боясь неудач. Такие дети говорят: «Мне часто кажется, что родители перестанут меня ценить, если я не оправдаю их надежд и не достигну успеха».

Дуэк рекомендует: если родители хотят помочь своим детям, хвалить надо не за способности, а за усердие, за готовность выкладываться по полной, даже если все кончается неудачей. Один великий тренер по баскетболу говорил своим игрокам: «Даже если противники опередят вас по очкам, вы никогда не проиграете». Если баскетболисты выложатся по полной, то, даже проиграв матч, приобретут ценный опыт и вырастут над собой. В долгосрочной перспективе они станут победителями.

«Установка на данность» — жизнь в вечном страхе перед неудачей. «Установка на рост» — жизнь, в которой просто нет места понятию «неудача».

Применив этот подход в истории с разведчиками, мы обнаружим нечто интересное. Тора так характеризует разведчиков: «Все это были люди [с положением]; они были главами сынов Израиля» Так в английском переводе. В русском переводе Д. Сафронова под редакцией А. Графова: «Все эти люди были главами сынов Израиля». — Примеч. перев.
(Бемидбар, 13:3).

У этих людей была хорошая репутация, о которой им приходилось заботиться. Окружающие ждали от них многого. Разведчики были вождями, лидерами, своего рода знаменитостями. Согласно теории Дуэк, люди, от которых многого ждут, обычно избегают рисков. Они остерегаются прослыть неудачниками. Возможно, именно поэтому они, вернувшись из разведки, сказали, по сути, так: «Мы не сможем победить ханаанеев». А значит, не стоит и пытаться.

Но были два исключения: Калев и Йеошуа. Калев происходил из колена Йеуды, а Йеуда, как мы узнаем из книги Берешит, первый в истории бааль тшува Человек, вернувшийся к иудаизму, раскаявшийся грешник. — Примеч. перев.
.

Когда Йеуда был молод, именно он предложил братьям продать Йосефа в рабство. Но жизнь многому научила Йеуду. Его невестка Тамар преподала ему урок. Он признал: «Она добродетельнее меня» Так в английском переводе. В русском переводе Д. Сафронова под редакцией А. Графова: «Она права, а я нет». — Примеч. перев.
. Похоже, история с Тамар кардинально изменила его жизнь.

Впоследствии, когда в Египте наместник фараона (Йосеф, в то время еще не узнанный своими братьями) грозится оставить при себе Биньямина в качестве невольника, Йеуда вызывается в обмен на освобождение брата стать рабом до конца жизни.

Йеуда — самый очевидный во всей книге Берешит пример человека, считающего невзгоды не неудачами, а ценными уроками. По терминологии Дуэк, у него была внутренняя «установка на рост». Судя по всему, она передалась по наследству потомкам, в том числе Калеву.

Что касается Йеошуа, то как раз в истории о разведчиках нам сообщают, что Моше поменял ему имя. Первоначально его звали Ошеа, но Моше добавил к его имени одну букву (Бемидбар, 13:16) «А Ошеа, сыну Нуна, Моше дал [другое] имя — Йеошуа». — Примеч. перев.
. Смена имени всегда указывает на то, что характер человека или его призвание изменились. Аврам стал Авраамом. Яаков — Израилем. Когда наши имена меняются, говорит Маймонид, мы как бы говорим (или другие говорят): «Ты уже не такой человек, каким был прежде» Так в английском переводе. В русском переводе: «Я уже другой, а не тот, кто все это натворил». См.: Рабби Моше бен Маймон. Мишне Тора (Кодекс Маймонида). Книга «Знание». М.: Книжники; Лехаим, 2010. С. 600. — Примеч. перев. (Мишне Тора, Законы раскаяния, 2:4).

Всякий, кто претерпел перемену имени, обрел внутреннюю установку на рост.

Те, кому свойственна установка на рост, не страшатся неудач. Они упиваются трудными задачами. Они знают, что в случае неудачи будут пытаться снова и снова, пока не добьются успеха.

Наверняка не случайно, что два разведчика, которым была свойственна установка на рост, не устрашились рисков и испытаний, связанных с завоеванием страны. Также не случайно, что остальные десять разведчиков, от которых народ ждал многого (ведь они были лидерами, вождями, людьми с положением), не решились идти на эти риски.

Если наши рассуждения верны, история разведчиков доносит до нас важную мысль. Б‑г не просит нас избегать неудач. Нет, Он просит нас выкладываться по полной. Если мы падаем, Он помогает нам подняться, если мы терпим неудачу, Он нас прощает. Именно это дает нам смелость рисковать. Именно это поняли Йеошуа и Калев: первый — благодаря смене имени, другой — благодаря опыту своего предка Йеуды.

Отсюда вытекает истина, парадоксальная, но дающая колоссальную внутреннюю свободу: страх неудач — причина наших неудач. А готовность терпеть неудачи, наоборот, ведет нас к успеху.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Недельная глава «Шлах». Две разновидности страха

Нетрудно испытать яркие религиозные переживания в пустыне, монашеском скиту или ашраме... Но начинание евреев, миссия евреев — совсем иного рода. Б‑г хотел, чтобы сыны Израиля построили образцовое общество, где с людьми не обращались бы как с рабами, а правителям не поклонялись бы как полубогам, где чтили бы человеческое достоинство, где закон применяли бы беспристрастно к богатым и бедным, где никто не оставался бы без средств к существованию и не был бы покинут в одиночестве, где никто не стоял бы выше закона, где ни одна сфера жизни не была бы свободна от морально‑нравственных ограничений.

Недельная глава «Шлах». Подбор припоминаний

В Талмуде рассказывается история о человеке, который в момент нравственной слабости решил посетить куртизанку. Уже раздеваясь, он увидел цицит и растерянно замер. Куртизанка спросила, в чем дело, а он рассказал ей о цицит: дескать, четыре кисти стали свидетелями, изобличающими его во грехе, который он собирается совершить. Сила этой простой заповеди произвела на женщину такое впечатление, что она приняла иудаизм.

Недельная глава «Шлах‑леха». Что происходит в эту самую минуту?

Сыны Израиля держали путь в страну, обещанную их предкам. Но ни один из них ее никогда не видел. В таком случае как можно было ожидать, что они соберутся с силами, чтобы вести сражения за завоевание страны? Они собирались сочетаться браком со страной, которой никогда не видели. Они понятия не имели, за что воюют.