Благословение и мир
Мне было приятно получить Ваш отчет о работе Родительской ассоциации. Я надеюсь, что все женщины Хабада примут участие в Вашей работе на благо Центра Хабада и всех еврейских детей и их родителей и будут работать еще ревностнее, что позволит достичь Вам еще больших успехов.
Совсем недавно мы отмечали годовщину смерти моего тестя, благословенной памяти, и я уверен, что воспоминания о личности покойного: его безусловная преданность материальным и духовным интересам нашего народа, его забота обо всех евреях, без учета их положения и возраста, и все это в тяжелейших условиях, — произвели самое глубокое впечатление на Вас и на всю Вашу группу. Каждому из нас он должен служить наглядным примером того, как нужно относиться к своей жизненно важной работе, которую все мы должны исполнять в меру своих возможностей, кои ни в коем случае нельзя недооценивать.
Ближайшая суббота — шабат шира («суббота песни»), названная так в честь песни Мирьям, — имеет особое значение для еврейских женщин. Наши мудрецы говорили, что радость Мирьям [при виде гибели египтян и спасения Израиля] превзошла радость мужчин. И это понятно, поскольку женщины испокон веков играли особую роль в еврейской жизни, а в силу своей природы они всегда относились к своим обязанностям более эмоционально. Испытав на себе в полной мере всю горечь гонений и притеснений фараона, они глубже оценили избавление, и это нашло отражение в их безграничной радости и веселье.
Таким образом, мы вправе ожидать от еврейских женщин, особенно от женщин Хабада, большей ревностности и преданности экстренно важной работе Центра Хабада — такое поведение послужит наглядным примером для всех.
13 швата 5722 (18 января 1962)
Благодаря Вашему недавнему визиту я получил приятную возможность коснуться одной насущной темы, заслуживающей гораздо более пристального внимания; тем не менее в силу нехватки времени я буду краток.
Каждый думающий человек периодически задается вопросом: «В чем смысл моей жизни?»
Чаще всего эта фундаментальная тема занимает умы нашей молодежи, отдающей свои лучшие годы учебе в стремлении подготовиться к будущей взрослой жизни, которая уже не за горами. Более того, у юношей и девушек есть нерастраченные резервы энергии и энтузиазма, которые они очень хотят использовать. Поэтому вопрос о смысле жизни для них является гораздо более насущным, чем для тех, кто достиг более зрелого возраста.
Для нас, евреев, народа книги, знать, зачем мы живем, еще важнее. Смысл данной идиомы не в том, что мы являемся народом, любящим учебу и образование как таковые, ибо упомянутая книга — это Тора (Библия), Книга книг. Еврейское слово «тора» означает «учение», «наставление»; таким образом, Тора — это инструкция, обучащая нас тому, как нам следует жить в этом мире. Тора заставляет нас все время помнить о своем жизненном предназначении, а также указывает нам пути и средства, позволяющие достичь этой цели.
Жизненное предназначение каждого еврея, мужчины и женщины, было ясно и недвусмысленно очерчено во время Синайского откровения, тридцать два с половиной века назад, когда мы получили Б‑жественную Тору и стали народом. Нам было предписано преобразоваться в «царство священников и народ святой». Это означает, что каждый из нас должен быть свят в своей личной жизни, а в своих взаимоотношениях с окружающим миром каждый из нас, будь то мужчина или женщина, должен исполнять священнические функции. Задача священника — «приближать» Б‑га к людям и возвышать людей, чтобы они приблизились к Б‑гу. Соответственно, каждый еврей и каждая еврейка исполняют свой священнический долг, живя в соответствии с Торой.
Объем наших обязательств пропорционален тому, чего мы достигли в этой жизни. Обязательства многократно возрастают, если человек занимает важный пост, дающий ему (или ей) возможность влиять на других, прежде всего на молодежь. Такой человек должен в полной мере осознавать свою привилегию и ответственность, возложенную на него Б‑жественным Провидением, поручившим ему нести свет Торы и разгонять тьму…
Поскольку Вы являетесь одним из студенческих руководителей, именно в этом заключается Ваш долг (и Ваша привилегия) по отношению к Вашим единоверцам, коллегам и студентам. Мне также хотелось бы донести эту мысль до Ваших коллег по Еврейскому культурному фонду. Я не сомневаюсь, что Вы и так это знаете, однако, возможно, стоит лишний раз подчеркнуть и напомнить, что иначе просто не может быть.
При этом ни один еврей не должен довольствоваться мыслью, что лично он делает все возможное на пути самосовершенствования. Он обязан помочь стать лучше и своим ближним.
Кроме того, нельзя поддаваться пораженческим настроениям, говоря себе: «Что я могу сделать? Разве один в поле воин?» Наш праотец Авраам показал нам, чего может достичь даже один человек. Ибо «Авраам был один, и получил во владение эту землю сию» . Некоторые называют нашу эпоху Атомной. Сегодня у нас имеются многочисленные доказательства того, что даже в микроскопическом количестве вещества скрываются порой огромные запасы энергии, нужно лишь обнаружить эту энергию, чтобы использовать затем во благо, а не во вред людям, Б‑же сохрани.
Вспоминая девиз, который часто упоминал мой покойный тесть: «Еврей никогда не хочет и никогда не может оставить Б‑га», я уверен, что мысли, нашедшие выражение в этом коротком письме, найдут должный отзыв в Вашем сердце и в сердцах Ваших коллег и друзей.
20 адара‑алеф, 5711 (26 февраля 1951)
Вы, несомненно, знаете, что евреи называют [замужнюю] женщину «акерет а‑байт», ибо женщина — это «икар» («основа»), краеугольный камень дома. Ибо желания и поведение ее мужа и детей зависят от ее собственных желаний и поведения. Из этого следуют два вывода:
Б‑г возложил на женщину огромную ответственность.
Поскольку Он возложил на еврейских женщин такую ответственность, Он, безусловно, дал им силу наилучшим образом справиться с этой задачей.
7 тишрея 5711 (18 сентября 1950)
Работа, общественная деятельность
Вы пишете мне о своих мыслях и о том, что не можете реализовать себя, посвятив все свое время домашним обязанностям, воспитанию детей и т. д.
С точки зрения здравого смысла, и это постоянно подчеркивается в Торе, женщина реализует себя именно в качестве домохозяйки. Это та сфера, где она действительно может добиться значительных успехов, если только того захочет. В Писании сказано: «Лишь вот что я нашел: что сотворил Б‑г человека честным, они же пускаются во многие ухищрения» (Коэлет, 7:29). Поэтому в наши безумные времена всеобщим, хотя от того не менее ошибочным, стало мнение, что женщина обязана работать и что ее работа непременно должна быть вне дома. Конечно, если есть работа, которую можно выполнять из дома, в качестве подработки, то что может быть лучше? Именно об этом сказано в знаменитом отрывке «Жену добродетельную кто найдет?» . Однако некоторые женщины настаивают на том, чтобы работать вне дома. Это повсеместное явление превратилось в своего рода закон мироздания и в результате привело к полному пересмотру ценностей: главное стало второстепенным, а второстепенное — главным, и теперь женщина может считаться полноценной личностью лишь тогда, когда она идет против своей природы и естественного порядка вещей.
Все сказанное выше справедливо даже в том случае, если у женщины только один или два ребенка, о которых ей нужно заботиться, и уж тем более когда детей, хвала Всевышнему, больше. И особенно это верно тогда, когда дети целиком и полностью зависят от внимания их любящей и заботливой матери. Если же человек живет в таком месте, где, в отличие от былых времен, содержание еврейского дома — само по себе испытание, а также удостоился величайшей ответственности и привилегии укреплять еврейство с помощью света хасидизма, то это требует от женщины мобилизации всех способностей, полной концентрации и душевного покоя. И нет большей радости, чем та, которую приносит возможность достичь всего вышеперечисленного.
Очень сомнительно, что после выполнения всех этих обязанностей у женщины будет оставаться избыток сил, чтобы тратить их на работу вне дома .
Без даты
В целом, естественное и главное предназначение каждой женщины — растить и воспитывать своих детей (это включает в себя занятие домом). Невозможность осуществить свое внутреннее предназначение лишает ее душевного покоя, особенно пока дети еще маленькие.
Остается ли при этом место и время для второстепенных целей, зависит от конкретной семьи. Однако в большинстве случаев это будет не самостоятельная цель, а нечто, что позволит разнообразить свой день и уменьшить стресс, вызываемый необходимостью все время думать об одном и том же.
16 кислева 5744 (22 октября 1983)
Меня удивило, что Вы спрашиваете мое мнение касательно вопроса , на который я Вам уже ответил. Однако, поскольку Вы настаиваете, я еще раз выскажу свое однозначное мнение на эту тему.
Главное предназначение еврейской женщины — быть хозяйкой дома, т. е. создать и вести дом в соответствии с Торой и заповедями; так следует поступать, где бы она ни оказалась. Кроме того, в той степени, в какой это не противоречит еврейским представлениям о скромности, еврейская женщина должна участвовать в благотворительности, поддерживать полезные начинания и т. д. Быть раввином — совершенно не ее дело, и ей не следует к этому стремиться, Б‑же сохрани! Эта точка зрения однозначно приводится во многих авторитетных еврейских источниках. Более того, чем лучше еврейская женщина знакома с еврейским религиозным мировоззрением, чем обширнее ее познания в Торе, тем легче ей понять, что быть раввином — однозначно не для нее. Само стремление стать раввином служит свидетельством недостатка как знаний, так и понимания подлинного еврейского мировоззрения.
Повторюсь, я уже высказывал свое мнение на эту тему, хотя, возможно, и другими словами, и повторяюсь лишь по Вашему настоянию. Хочу добавить, что моя позиция не имеет никакого отношения ни к ценности женщины как таковой, ни к уровню ее интеллекта, Б‑же упаси! Речь идет лишь о том, что у каждого творения в этом мире есть свое предназначение и что предназначение женщины — быть хозяйкой дома, заниматься благотворительностью и помогать другим. Это не менее важно, чем быть раввином.
Без указания месяца, 5726 (1965)
В целом у каждого человека есть свое жизненное предназначение. В настоящий момент Ваше жизненное предназначение — воспитание Ваших детей, домашнее хозяйство и Ваши обязанности по отношению к мужу. Ваша общественная деятельность всему этому мешает. Участия в уроках Торы в то время, когда Вы свободны от перечисленных выше обязанностей, будет вполне достаточно.
Без даты. Опубликовано в журнале Beis Moshiach, 295