Благословение и мир
Планирование семьи, контрацепция
Содержание Вашего письма меня потрясло. Речь идет о замужней женщине, не желающей беременеть из‑за шаткого финансового положения. Вы пишете, что Ваша знакомая предпочитает подождать, пока ситуация изменится к лучшему [и она сможет улучшить свои жилищные условия], и утверждаете, что в ее позиции есть своя правда.
Дети — это величайший, драгоценнейший дар Всевышнего. Ведь Вы же не скажете своему потенциальному благодетелю из плоти и крови: «Видите ли, я сейчас не заинтересован в Вашем подарке, — когда передумаю, дам Вам знать» — это было бы совершенно неприлично…
Без даты. Опубликовано в журнале «Кфар Хабад», № 793
В целом Вам не нужно объяснять, что дети — особый дар Всевышнего и что они являются наивысшим благословением, которого удостаивается человек. Также самоочевидно, что это не тот вопрос, в котором мы можем себе позволить выбирать «правильное» время и расписание. Иными словами, еврей не вправе вмешиваться в Б‑жественные расчеты: он должен жить в соответствии с волей Всевышнего, явленной в Торе и подтвержденной в «Шульхан арухе».
Из письма, написанного в 5732 (1971/1972) году
В своем письме Вы пишете, что у Вас уже есть двое детей и что доктор советует Вам предохраняться. Далее Вы спрашиваете о моем мнении по этому поводу.
Вы, разумеется, знаете, что, если говорить в целом, планирование семьи не соответствует подходу Торы, согласно которой детей следует считать благословением Всевышнего — благословением, которое Б‑г посылает родителям.
Тора также утверждает, что мы не должны заботиться только о себе, поскольку каждый еврей является частью народа Израиля и любые его «личные» дела отражаются на всем еврейском народе. Это особенно справедливо в наши дни, после Катастрофы, унесшей жизни нескольких миллионов евреев, освятившей своей гибелью Имя Всевышнего.
Тем не менее в ситуации, когда что‑либо может повредить здоровью еврея, еврейки или еврейского ребенка, [можно делать некоторые запрещенные вещи], поскольку, цитируя Рамбама, сохранение здоровья — «идти путями Всевышнего» . В этих исключительных случаях Тора разрешает определенные формы планирования семьи. Поэтому я советую Вам, после того как Вы еще раз поговорите с врачом и обсудите с ним тот способ контрацепции, о котором Вы думали, обратиться к хасидскому раввину и выслушать его мнение.
(Игрот кодеш. Т. IV. С. 76)
Вы пишете, что хотите еще детей, но этому мешает Ваше финансовое положение. Судя по всему, Ваш подход зиждется на маловерии — хотя я не сомневаюсь, что время от времени Вы произносите слова, звучавшие и передававшиеся из поколения в поколение — «Б‑г, питающий по доброте Своей весь мир с благосклонностью, милостью и милосердием. Он творит добро каждому и заботится о пище для всех Своих творений, которые создал» . Это особенно верно в Вашем случае: согласно первой заповеди Торы (а порядок текста в Торе сам по себе является Торой!), Вам нужно родить еще детей . Это повеление Всевышнего и Его требование. Кроме того, как говорили мудрецы, Он не требует от нас большего, чем то, что мы в силах исполнить .
Надеюсь, что этих нескольких строк будет достаточно, чтобы прояснить ситуацию до такой степени, чтобы после непродолжительных размышлений Вы приняли решение действовать соответствующим образом.
11 тевета 5724 (11 ноября 1963)
Вы спрашиваете о предохранении от беременности [из‑за повышенного давления].
Нашу Тору называют Торой жизни. И речь идет не только о вечной жизни в Мире грядущем, но и о нашей повседневной реальности. Более того, соблюдение законов Торы является самой важной вещью в этом мире, ибо «не на небесах она» .
Врачи также скажут Вам, что тысячи женщин успешно родили детей, несмотря на повышенное давление. Более того, кровяное давление время от времени меняется, так как зависит от нашего эмоционального и общего состояния и нередко спадает, если мы не позволяем себе слишком бурно реагировать [на вещи, вызывающие наше беспокойство].
Еще одно важное замечание: любое человеческое вмешательство в вопросы, относящиеся к исключительной «юрисдикции» Творца и Владыки вселенной, противоречит не только позиции Торы, но и самой обычной логике.
Можно привести еще много дополнительных аргументов, но я упомяну здесь только два.
В нашем поколении «головней, спасенных от огня» мы должны не просто действовать вместо тех, кто погиб, освящая Имя Всевышнего, но обязаны восстановить прежнюю численность еврейского народа.
Сегодня, когда всякий ищет доводы и способы облегчить себе жизнь, опускаясь порой до полной нелепости, можно предположить, что если так же поведете себя и Вы, то это побудит других последовать Вашему примеру. Ибо окружающие не будут знать, что Вы поступаете так из‑за высокого давления, и не станут утруждать себя выяснением Ваших обстоятельств, но просто используют Ваш поступок в качестве довода [не заводить детей].
(Игрот кодеш. Т. XIX. С. 21)
Что касается перерыва между родами . Выбор возможен только в тех случаях, когда все зависит исключительно от свободы выбора данного человека. Однако в данном случае человек может выбрать лишь одно: не иметь детей. Ибо зачатие, а также возможность выносить здорового ребенка зависят только от Б‑га. Соответственно, это может быть тот случай, когда «если не сейчас, то когда?» .
Что касается необходимости отдыха. Трудно поверить, что женщина, которая уже познала счастье материнства, наблюдала, как ребенок растет у нее на глазах и как развивается благодаря ее умениям и самопожертвованию, — согласится и тем более захочет сама себя лишить всего этого в силу упомянутых причин. Истинными же подсознательными причинами в данном случае являются: страх трудностей, связанных с беременностью и родами; огромное количество времени и сил, необходимых, чтобы вырастить детей; вынужденное длительное неучастие в различных культурных мероприятиях и тому подобные вещи. Более того, чаще всего основная глубинная причина — страх подвергнуться насмешкам.
Если Вы объясните Вашей знакомой подлинные причины ее страхов, думаю, она с радостью предоставит Всевышнему решать, когда придет подходящее время, чтобы ей родить других детей.
Шват 5741 (январь 1981)