Послания Любавичского Ребе

Благословение и мир

Составитель Ишайя Гиссер. Перевод с английского и иврита Евгения Левина 6 августа 2021
Поделиться

Вы спрашиваете о своем потенциальном супруге. Прежде чем решиться на помолвку, Вы должны быть совершенно уверены, что ваш общий дом будет построен на прочном фундаменте Торы и заповедей. Это значит, что не только Вы, но и Ваш жених — вы оба должны твердо решить и пообещать себе соблюдать заповеди; кроме того, Ваш жених обязан выделить себе время для регулярного изучения Торы. Очевидно, что это обещание должно быть совершенно искренним, поскольку от этого зависит счастье любого еврея или еврейки.

Мне было бы интересно узнать о его семье, о родителях, о том, как живут его родственники, и т. д.

23 тевета 5711 (2 декабря 1950)

 

Вы пишете о своей семье, а также о шидухе, о том, что Вы встречаетесь с молодым человеком, относительно которого у Вас есть определенные опасения, касающиеся его отношения к иудаизму и готовности жить еврейской жизнью, и Вы испрашиваете моего совета.

Прежде всего, я должен сказать, что мне было приятно узнать из Вашего письма, что Вы твердо настроены двигаться дальше, «от свершения — к свершению» Теилим, 84:8.
, во всем, что касается верности иудаизму и соблюдению заповедей. С таким настроем Вы, безусловно, преуспеете, поскольку мудрецы говорили, что тому, кто хочет очиститься, помогают Свыше.

Что же касается Вашего вопроса, мое мнение на этот счет очевидно: нужно отделить воспитание от поисков мужа В оригинале — непереводимая игра слов: «хинух» («воспитание») — «шидух».
. Иными словами, пытаясь повлиять на ближнего и приблизить его к иудаизму, не следует одновременно рассматривать его в качестве возможного супруга. Это особенно верно в Вашем случае, когда Вам самой необходимо укрепиться в своем выборе жить еврейской жизнью. Поэтому Вам очень важно найти супруга, который уже сейчас твердо придерживается Торы и заповедей. Очень опасно считать, что, продвигаясь вперед, Вы одновременно сможете помочь другому также продвинуться в желательном направлении. Тем более что в Вашем случае речь идет о человеке, который когда‑то учился в ешиве и был религиозным, однако затем, в силу различных причин, полностью изменился, а позднее частично вернулся к прежнему образу жизни, причем с оговорками. Можно и нужно надеяться, что этот человек вернется окончательно и бесповоротно. Однако не следует к одной проблеме добавлять другую — цель шидуха совсем не в этом.

1 швата 5730 (8 января 1970)

Рабби Менахем‑Мендл Шнеерсон во время свадебной церемонии 1960‑е

Борода

Надеюсь, мне не нужно подробно объяснять Вам, что еврейский брак, в соответствии с текстом благословения, есть прежде всего «биньян адей ад» — «чертоги вечные» и что все происходящее в этих чертогах является не только насущным и жизненно важным для мужа и жены, но также влияет и на их будущих детей. Поэтому очевидно, что и жениху, и невесте необходимо уделять максимальное внимание тем факторам, которые являются принципиальными для достижения счастливой еврейской жизни, чтобы брак не распался. В качестве наглядного примера представьте себе сделку на миллион долларов — очевидно, что, когда речь идет о таких суммах, глупо подсчитывать даймы и никели Никель — пятицентовая монета. и из‑за этого проглядеть условие, принципиально важное для всей сделки.

Что касается конкретного вопроса, упомянутого в Вашем письме, — вопроса, который, судя по всему, Вас беспокоит, скажу Вам следующее: если у молодого человека есть достаточно силы воли, чтобы отпустить бороду, и он носит бороду вот уже несколько лет, даже в те времена, когда это было не так модно, как сегодня, причем не только среди ортодоксов, но и в кругах, далеких от религии, — это свидетельствует о его смелости и глубине убеждений, а также о верности долгу. Безусловно, все это очень важно для счастливой семейной жизни.

С другой стороны, не менее очевидно, что если религиозный молодой человек не отпускает бороду, то это свидетельствует не о силе характера и не об убеждениях, но об их отсутствии.

Наконец, важно помнить сказанное в «Зоаре» и других книгах — что борода служит особым каналом для получения дополнительных Б‑жественных благословений.

28 тевета 5722 (4 января 1962)

 

Вы пишете о своем сыне… Прежде всего, позвольте мне поздравить Вас и Вашего мужа: вам удалось вырастить сына, который крепко держится своих убеждений, а не гонится за модой. Это большое достижение для еврея, а тем более для еврея, принадлежащего к меньшинству внутри меньшинства, — иметь такую силу характера и непоколебимость убеждений в то время, когда было бы гораздо легче следовать за толпой.

Сегодня, в эпоху больших потрясений, множество молодых людей просто плывут по течению, не имея твердой жизненной позиции. Поэтому те еврейские родители, которым посчастливилось иметь детей, глубоко укорененных в своем еврействе и гордящихся им, должны ежедневно благодарить за это Всевышнего.

Сказанное выше является ответом на Ваш вопрос. На мой взгляд, опирающийся на опыт знакомства с множеством схожих случаев, то, что кажется Вам проблемой, на самом деле является благословением.

Разумеется, существуют ортодоксальные круги (например, «Молодой Израиль» «Молодой Израиль» («Young Israel») — объединение американских синагог, представляющих преимущественно т. н. «современную ортодоксию» (Modern orthodox).
), где борода не считается обязательной. С другой стороны, существуют и те, кто не просто отпускает бороду, но и не стрижет ее краев. По моему опыту, в высшей степени нежелательно давить на молодого человека, имеющего сильные религиозные убеждения. Убрав один кирпич, можно разрушить все здание. Поэтому если есть хотя бы малейшие сомнения относительно последствий, лучше не вмешиваться.

Также следует помнить, что евреи, не бреющие бороды, поступают так вовсе не из‑за каприза или причуды, но по убеждению и по зову души. Они считают это священной заповедью Торы. (Речь сейчас не идет о тех, кто следует иному раввинскому мнению, — в еврейском законодательстве нередко встречаются разногласия о том, как именно следует исполнять ту или иную заповедь). Будет неправильно — не только из соображений, упомянутых выше, но и по ряду других причин — прибегать к давлению и вообще вмешиваться там, где речь идет о принципах и о многовековой традиции.

16 кислева 5744 (22 ноября 1983)

…Вы пишете о молодом человеке, живущем на Святой земле, который ходит на свидания с целью женитьбы, и Вы… предполагаете, что если он подстрижет бороду, то это увеличит шансы на то, что девушка согласится выйти за него замуж. Тем более Вы видите, что так поступают со своей бородой многие соблюдающие евреи.

Вы, разумеется, помните о том, что всех евреев и евреек без исключения называют «верующие, сыны верующих», потому что они верят и знают, что Всевышний руководит как вселенной в целом, так и каждым человеком в частности, пристально наблюдая за всеми Своими созданиями. А для того, чтобы люди знали, как себя вести, Всевышний дал им святую Тору, которая указывает им путь и разъясняет, как можно и как нельзя поступать во всех жизненных ситуациях.

Среди 613 заповедей мы находим и заповедь носить бороду Ребе имеет в виду заповедь «Не порти края бороды твоей» (Ваикра, 19:27). . И даже кодификаторы, считающие, что можно стричь края бороды, единогласны в том, что заповедь носить бороду существует. Мало того, многие авторитеты напрямую запрещают мужчинам укорачивать бороду; так, например, Цемах Цедек, внук Алтер Ребе — автора книги «Танья» и «Шульхан арух а‑рав», постановил, что подстригать бороду является недвусмысленным запретом Торы. Но в любом случае ясно, что носить бороду — это уровень исполнения заповеди, свидетельствующий о Б‑гобоязненности.

(Игрот кодеш. Т. V. С. 35)

 

Все обращаются к Творцу, особенно в вопросах, связанных с женитьбой, где наиболее явно заметно, что Б‑г — хозяин положения. И каждому абсолютно ясно, что если носить бороду — это заповедь, то воздержание от подстригания бороды не может служить препятствием к созданию семьи. Однако, если нетронутая борода мешает девушке принять решение, молодому человеку в этот раз просто повезло, ибо это не тот вариант создания семьи, который предназначен ему свыше. А подходящую девушку Всевышний подберет молодому человеку в свое время, и новая семья заживет счастливой еврейской жизнью, следуя пути Торы и заповедей.

(Без даты)

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Благословение и мир

Основное требование Всевышнего к браку — это чтобы молодые люди были действительно достойны друг друга, т. е. придерживались схожих взглядов и мировоззрения, а главное, чтобы они были решительно настроены создать настоящий еврейский дом на том единственно устойчивом фундаменте, который опирается на Тору и заповеди.

Благословение и мир

Сегодня считается общепринятым, что в вопросах еды и питья человек не может просто следовать своим желаниям и привычкам, но должен учиться их регулировать... Сколь же благодарны должны быть евреи Творцу вселенной (безусловно заслуживающему доверия) за Его указания в этом вопросе — за то, что Он даровал нам диетарные законы, законы кашрута, которые служат гарантией нашего физического, душевного и духовного здоровья.

Благословение и мир

Мудрецы говорили, что скромность и святость должны быть присущи всем проявлениям еврейской жизни, включая речь, помыслы и особенно одежду и поведение. И, как показывает опыт, в этой области, как и во многих других, именно еврейские женщины и девушки задают тон и стандарт. Наши мудрецы также говорили, что счастливое будущее и благосостояние детей обусловлены скромным поведением матери.