Благословение и мир
Отвечаю Вам, а также всем, кого волнует вопрос минимальной длины одежды.
Моя позиция на этот счет известна, и она касается всех еврейских женщин вне зависимости от места их проживания: платье должно быть такой длины, чтобы оно закрывало колени даже во время сидения. Как уже было сказано, такова минимальная длина, обязательная для всех, согласно Торе. Однако существуют общины, в которых минимальные требования к длине одежды считаются недостаточными, а Алаха свято чтит обычаи еврейских общин. Поэтому правила скромности зачастую зависят не только от формальной буквы Закона, но также и от обычаев той или иной общины (при этом в соответствии с обычаем можно устрожать, но нельзя облегчать ). В подобных случаях алахические решения выносит местный раввин, который обязан, среди прочего, разъяснить членам своей общины правила поведения в данном конкретном месте.
Важно понимать, что необходимость устрожения в соответствии с местным обычаем далеко не всегда означает, что речь идет именно об устрожении, — бывает и так, что в связи с местными условиями это становится запретом Торы.
13 хешвана 5732 (1 ноября 1971)
Я не знаю обычаев общины, к которой Вы принадлежите. Однако на основании того, что я слышал, полагаю, что к идее о том, чтобы женщина водила машину, в Вашей общине относятся резко отрицательно. И хотя другие благочестивые общины придерживаются на этот счет другого мнения, тем не менее существует известный алахический принцип: «В городе Равы поступают согласно Раве, в городе Шмуэля — согласно Шмуэлю»
.
(Игрот кодеш. Т. 16. С. 203)
Я надеюсь, что у Вас будет замечательная Ханука, особенно в свете того, что чудом Хануки, как Вы знаете, мы обязаны не в последнюю очередь именно женщинам. Женский вклад [в победу над врагами] начался с того, что еврейки были готовы на самопожертвование ради соблюдения законов скромности — среди прочих заповедей Торы . При этом нужно помнить, что им пришлось противостоять не только неевреям, но и значительной части евреев: так называемые эллинисты преданно следовали современным им обычаям и моде, которую повсеместно насаждала господствовавшая в те времена в мире греческая культура.
Урок, который Ханука преподает всем еврейским девушкам и женщинам, заключается в том, что они не вправе поддаваться влиянию окружения, даже если они «малочисленны» и «слабы» (как сказано в ханукальной вставке в молитву «За чудеса» ). И если они будут тверды и решительны, победа останется за ними, причем это принесет пользу не только им самим, но и всему еврейскому народу, всем грядущим поколениям, как это произошло в Хануку.
Разумеется, нет необходимости подробно рассказывать Вам о религии древних греков, поклонявшихся физической силе и красоте в ущерб нравственности . В своем поведении они были столь бесстыдны, что приписывали бесстыдство и вульгарность даже своим языческим богам, что хорошо известно из их мифологии.
В свете сказанного выше проблема, если речь идет о еврейских девушках, заключается вовсе не в длине юбок, но в том, что слепое следование моде, задаваемой нееврейским культом, означает подчинение этому культу. Более того, это вовсе не личное дело каждой еврейской девушки, сколько бы она ни считала, что ее поведение никого не касается и она может поступать, как ей заблагорассудится. Необходимо понимать, что поступки еврейки имеют далеко идущие последствия, задевающие других евреек, и в конечном счете являются заботой всего нашего народа.
Также ошибочными будут рассуждения о том, что, дескать, юная девушка не может противостоять давлению абсолютного большинства, — Ханука дает нам однозначный ответ на подобные измышления.
Поэтому я молюсь о том, чтобы те девушки, которые однажды проявили силу и независимость в вопросах скромности, продолжали дальше в том же духе и с большей настойчивостью; и надеюсь, что те из их сестер, кто доселе не удостоился увидеть свет Торы, с нынешнего дня и впредь будут двигаться в правильном направлении, по принципу «от силы — к силе», и уподобятся в своем продвижении ханукальным огням, число которых не случайно принято увеличивать с каждым новым днем праздника.
Несмотря на то что это письмо написано в ответ на Ваше письмо, мой ответ предназначен для всей Вашей группы. Поэтому я надеюсь, что Вы познакомите с его содержанием всех девушек Вашей группы. Это поможет и Вам, и им служить живым примером другим девушкам и другим группам, чтобы Ваши сестры видели, как должны мыслить и поступать еврейские девушки.
21 кислева 5730 (1 декабря 1969)
Кашрут
Судя по Вашему письму, мне нет никакой необходимости убеждать Вас в важности иудаизма как непрерывного повседневного опыта: в отличие от некоторых заблуждающихся людей, Вы понимаете, что недостаточно соблюдать заповеди по особым случаям или дням. Ибо сказано, что Тора и заповеди — «наша жизнь и наше долголетие» . Очевидно, что человеческая жизнь в целом должна быть непрерывной и не может ограничиваться отдельными случаями или днями. Поэтому Тора предписывает нам соблюдать заповеди, служащие источником жизни, ежедневно. Не сомневаюсь, что у Вас была возможность обсудить эту тему с близким другом, принадлежащим к Вашей общине, и что Вы сможете говорить с ним об этом еще не раз. Соответственно, нет необходимости в длительных разглагольствованиях на эту тему.
Тем не менее мне хотелось бы затронуть одну тему, упомянутую в конце Вашего письма, — тему кашрута. Человечеству давно известно, что диета крайне важна для нашего здоровья, эмоционального состояния и т. д., об этом написано множество книг и статей. Сегодня считается общепринятым, что в вопросах еды и питья человек не может просто следовать своим желаниям и привычкам, но должен учиться их регулировать. Именно это пытаются делать специалисты и диетологи — предписывают человеку подходящую диету, еду и напитки в соответствии с родом его занятий, окружением и т. п.
Как это всегда бывает с исследованиями, проводимыми людьми, время от времени в научном мире случаются казусы: новейшие открытия опровергают прежние, и можно предположить, что со временем они тоже могут быть опровергнуты. Тем не менее обывателю не остается ничего другого, кроме как следовать советам специалиста, до тех пор пока тот пользуется доверием. Поэтому обыватель с готовностью и охотой принимает ограничения, предписываемые ему врачом, и зачастую платит большие суммы за консультацию. Не нужно объяснять, что так и должно быть, поскольку не у всех есть время и способности заниматься исследованиями, чтобы выяснить, что будет нам полезно в физическом или духовном плане.
В свете сказанного выше сколь же благодарны должны быть евреи Творцу вселенной (безусловно заслуживающему доверия) за Его указания в этом вопросе — за то, что Он даровал нам диетарные законы, законы кашрута, которые служат гарантией нашего физического, душевного и духовного здоровья. Более того, речь идет о законах и правилах, соблюдать которые достаточно несложно .
Таким образом, зная все это, еврей не должен сидеть сложа руки, но обязан прилагать все силы для того, чтобы другие евреи из его окружения узнали об этом жизненно важном аспекте повседневной жизни и поступали соответствующим образом.
5736 (1976)