Благословение и мир
Мне было особенно приятно прочесть, что у Вас все хорошо, что Вы счастливы и постепенно возвращаетесь к повседневной деятельности .
Существует известное высказывание, сводящееся к тому, что хороший старт задает тон всей последующей деятельности человека и играет ключевую роль в его дальнейшем успехе. Это тем более верно, когда речь идет о таком важном моменте, как начало семейной жизни. Поэтому в случае брака особенно необходимо, чтобы молодые люди начали свой совместный путь с правильных решений, дабы их счастье выдержало проверку временем и между ними царили мир и согласие. И самое главное — начать новую жизнь в соответствии с учением Торы, которую называют Торой жизни, ибо в этом случае супругам будет несоизмеримо легче перенести любое испытание, уготованное им Творцом.
Вы пишете, что стараетесь избегать слов «я обещаю», а вместо них говорите «я постараюсь», поскольку боитесь принимать на себя обязательства — вдруг Вам будет трудно выполнить обещанное?.. Однако опыт показывает, что, когда человек обязуется что‑либо сделать, сам факт того, что он дал слово, дает ему силы без колебаний и с легкостью это слово сдержать. И наоборот, когда человек уклоняется от обязательств и обещает лишь «постараться» или сделать «по мере возможностей», то, как только становится трудно, у него возникает соблазн ничего не делать. В результате у такого человека, скорее всего, ничего и не выйдет и он успокоит свою совесть тем, что, в конце концов, он ведь обещал не сделать, но лишь «постараться» и потому якобы не нарушил своего слова. Именно поэтому я считаю, что Вы должны обязаться соблюдать законы [Торы]. Если Вы будете знать, что дали слово, это знание даст Вам не только необходимые силы, но и душевное спокойствие и избавит Вас от всех сомнений и колебаний.
Разумеется, когда речь идет о вещах, которые исполнить физически невозможно, никаких обещаний давать не следует. Однако в данном случае, когда мы говорим о практическом соблюдении Б‑жественных предписаний, заповеданных нам Творцом, хорошо знающим человеческие способности, совершенно очевидно, что Он никогда не повелел бы нам того, что мы не в силах исполнить. Ибо Б‑г есть квинтэссенция добра, и Он не станет требовать от нас большего, чем мы в состоянии выполнить. Более того, законы, которые Он повелел нам соблюдать, предназначены не для Его, а для нашего блага, поскольку, в отличие от нас, Он ни в чем не испытывает недостатка.
Суммируя вышесказанное, позволю себе еще раз вернуться к тому, что я сказал Вам во время нашей последней встречи: во всем, что касается практических законов, чем меньше человек спорит с собой, вместо того чтобы исполнять их с простой верой в Б‑га, тем легче и естественнее будет протекать его жизнь, тем больше в ней будет гармонии и счастья.
Один из важнейших аспектов еврейской религии — служение Б‑гу в радости. Оно проявляется не только в соблюдении конкретных заповедей, например зажигании субботних свечей, но в каждом поступке, высказывании или мысли, которые должны быть посвящены Б‑гу и преисполнены радости — от того, что у нас есть возможность служить Творцу.
27 элуля 5717 (23 сентября 1957)
Я получил Ваше письмо, где Вы описываете свою экономическую ситуацию и другие обстоятельства, вызывающие у Вас чувство неудовлетворенности.
В случае если Вы сохранили копию письма, я хотел бы, чтобы Вы взглянули на него более объективным взглядом. Я убежден, что при повторном прочтении Вы придете к выводу, что, да, действительно, в жизни любого человека, к сожалению, есть место вещам, делающим его несчастным. Этот принцип един для всех, хотя причины могут быть разниться: у кого‑то это дети, у кого‑то — здоровье, у кого‑то — заработок и т. д. Человеку не суждено всю жизнь быть счастливым.
Исходя из этих основополагающих предпосылок, нам необходимо трезво взглянуть на данную нам Б‑гом действительность и разработать некую совокупность действий, которые облегчат наше существование. Вам, безусловно, знакомо толкование стиха «на небе вверху и на земле внизу» , согласно которому в «небесных» (духовных) делах следует смотреть «вверх», сравнивая себя с тем, кто достиг более высокого уровня, и стремясь достичь того же, что и он, тогда как в делах земных нам стоит сравнивать себя с тем, кому повезло меньше, чтобы лучше оценить благословения Творца и Владыки вселенной.
Что касается конкретных деталей, приведенных в Вашем письме, следует помнить, что ключ к исправлению — не зацикливаться на нынешних неурядицах (тем более что в мире все равно нет совершенства), но подумать, возможно ли сделать так, чтобы преимуществ было больше, а недостатков меньше, чем при сегодняшнем не устраивающем Вас положении вещей.
Это касается и Вашего мужа. Разумеется, ему не нужно мое «разрешение», если он желает оставить свой пост. Лично я не вижу никакого другого места, имеющего столько же преимуществ, сколько имеется на его нынешней работе, и при этом мне трудно поверить, что на новой должности не окажется больше проблем или что они не будут нервировать его еще больше, чем те, которыми он столь тяготится сегодня.
Разумеется, я не предлагаю Вам капитулировать перед существующими проблемами — напротив, всегда нужно помнить слова мудрецов, что в вопросах святости повышают, а не понижают. Однако бросить работу — тоже не решение. Вместо этого Вам следует стремиться изменить ситуацию к лучшему, как‑то: по возможности свести на нет все конфликты и максимально оптимизировать рабочий процесс.
22 элуля 5716 (29 августа 1956)
Влияние на окружающих, распространение иудаизма
Всем еврейским женщинам, матерям и дочерям.
В преддверии праздников Пурим и Песах каждая еврейская женщина должна задуматься о той важнейшей роли, которую сыграли в истории этих праздников ее великие предшественницы, и о тех полезных уроках, которые она могла бы для себя извлечь, проживая вновь эти события.
Наш закон требует от женщин исполнять специальные заповеди, связанные с праздниками Пурим и Песах, такие как «Мегила», «Агада» и т. д. При этом недвусмысленно говорится, что Всевышний дал им эти заповеди как привилегию — в награду за специальные заслуги еврейских женщин, благодаря которым произошли чудесное избавления «в те дни, в эту пору» .
Вместе с тем в каждом из этих событий женщины проявили себя вовсе не одинаково. Во времена, предшествовавшие Исходу, влияние женщин складывалось вокруг дома и семьи («Вся слава дочери царской — внутри»
), где они проявляли подлинные еврейские добродетели — скромность, благочестие и веру в Творца. Мудрецы поведали нам, что женщины поддерживали дух мужчин в самый тяжелый период египетского рабства
воды и половину [кувшина] рыбы, и несли их мужьям своим, и варили им два котла: один — с горячей водой, а другой — с рыбами, и кормили их, и омывали их, и умащали их, и поили их, и отдавались им меж камнями» (Шмот раба, 1:12).
“] и что именно они вырастили поколение, получившее Тору на Синае и вошедшее в Землю Израиля — вечное наследие нашего народа.
В случае же с Пуримом еврейка Эстер показала на своем примере, что, когда Провидение посылает женщине высокое положение и могущество , она использует оба эти инструмента во благо всего еврейского народа и будет даже готова пожертвовать ради него жизнью , действуя в соответствии с указаниями лидера своего поколения .
Итак, обе эти даты — 14 адара и 15 нисана — являются двумя вечными свидетельствами преданности еврейских женщин Торе и заповедям. И в Пурим, и в Песах мы с благодарностью осознаем, что и дома, и вне дома они готовы на все вплоть до самопожертвования ради сохранения священных традиций и институтов нашего народа.
12 адара‑II, 5714 (17 марта 1954)