«Лехаим» публикует фрагменты из бесед Любавичского Ребе, содержащих комментарии на недельные главы Торы
«И Г-сподь сказал Моше (…):
«Произведите поголовное исчисление
всей общины сынов Израилевых по семействам их,
по отчим домам их, по числу имен, всех мужчин поголовно».
(«Бемидбар», или «Числа», 1:1-2)
Книга исчислений
То, что еврейский народ выжил в течение почти двух тысячелетней истории гонений и преследований, пережив при этом не один плен и не одно изгнание, то, что рассеянный среди других народов, сумел сохранить свою национальную идентичность, и, что важнее, свою внутреннюю независимость и веру — все это кажется настоящим чудом!
В Традиции на этот счет существует яркий образ «беззащитной овечки» среди «семидесяти волков», который не нуждается в пояснениях. Казалось бы, у несчастной овцы (читай — еврейского народа) нет никаких шансов выжить среди семидесяти злобных народов мира. Но нашему великому Пастырю — Творцу неизменно удается защитить и сохранить свой народ.
Но что дает самому еврейскому народу силы противостоять всем тяжелым испытаниям и в конечном итоге выжить? В книге «Две Скрижали Завета» автор утверждает, что источник этой удивительной живучести связан с… «исчислением всего общества сынов Израиля»! Уже говорилось не раз, что «то, что сосчитано, не исчезает бесследно». Не случайно 4-я Книга Торы начинается с подсчета численности евреев и носит название «Книга исчислений».
Очевидно, что не сам счет придает предмету ценность, а скорее, наоборот: пересчету подлежат только те вещи, которые изначально важны и представляют ценность для их обладателя. Так царь пересчитывает свои богатства, хотя ему отлично известно их количество. Просто ему доставляет особое удовольствие сам процесс. Так и Всевышний пересчитывает свой народ (в данном случае — с помощью Моше), хотя сам Он в этом не нуждается, так как Ему все известно и открыто наперед.
В этом, по мнению Раши, выражается особая приязнь Всевышнего к еврейскому народу. Таким образом, сам по себе пересчет не наделяет объект особыми качествами, а лишь показывает, что он представляет ценность, иначе зачем считать? Первый раз подобный подсчет был произведен, когда еврейский народ вышел из Египта, перед Дарованием Торы. Повторно были исчислены сыны Израиля после трагедии Золотого тельца и гибели части народа. И наконец, 1 Ияра («в первый день второго месяца, на второй год после выхода их из земли Египетской»). Но хотя исторически этот последний подсчет (о котором и говорится в нашей недельной главе) был произведен на второй год после Исхода и Дарования Торы, в нашем календаре эта глава всегда предшествует празднику Швуэс и служит духовной подготовкой к этому важному событию.
Очевидно, что это не случайно, и существует связь между двумя событиями: переписью и Дарованием Торы. Само Дарование Торы вовсе не сводится лишь к торжественному вручению Скрижалей и передаче некоего текста (в конце концов, это можно было сделать и по e-mail). Кроме того, до этого события Тора (если понимать ее как Б-жественную мудрость) уже была частично доступна и открыта людям. Великие праведники прошлого — Шем и Эвер изучали Тору. У них учился Авраам-авийну, который, как и другие наши Праотцы — Ицхак и Яаков, исполнял все заповеди Торы, но на свой лад: как чисто духовное действие. Духовная работа «не нормирована», а сами духовные категории не подлежат исчислению.
Зато во время Дарования Торы основой служения стали физические действия и поступки — 613 заповедей (включая и запреты), предписанные Торой. Как известно, избранность еврейского народа означает избрание его для конкретной функции — быть носителем Учения и воплощать замысел Творца в этом мире. В данном случае Всевышний выбирал для Себя «рабочие руки». Тогда на эту единственную вакантную должность претендовали 70 народов, но «повезло» (как всегда) только евреям. И подсчет «голов» как раз подчеркивает этот факт: Всевышнему необходимо было знать прежде всего точное количество работников. Хотя, конечно, ценность и значение еврейской головы никто не ставит под сомнение.
Теперь, после подсчета этих самых «голов», весь мир мог убедиться, что Всевышний принял нас к Себе «на работу». А Он, как рачительный Хозяин, конечно же, не допустит того, чтобы его работники (не дай Б-г!) пропали или исчезли бесследно. Конечно, при одном условии: сами евреи будут осознавать свой почетный статус и дорожить им.
Но кроме особого назначения и призвания быть евреем в этом мире и служить Творцу, на некоторых возложена еще дополнительная функция, а значит — и ответственность. Речь идет об особом сословии внутри еврейского народа: священниках (коганим) и их помощниках и ассистентах — левитах.
Блюсти свою службу
Все мы живем в мире условностей, в современном обществе, где имеют место всевозможные ограничения и нормы. Сталкиваясь с ними в очередной раз, мы сожалеем, что вынуждены соблюдать формальности и вести себя в соответствии со своим статусом.
Но вот мы читаем в нашей недельной главе о том, что Всевышний повелел Моше (3:6) «приблизить колено Леви (левитов) и назначить его вести храмовую службу». Эта почетная и вместе с тем ответственная функция была возложена на левитов вместо первенцев (бехорот) .
Однако среди самих левитов было выделено особое сословие священников (коганим), потомков Аарона, о которых сказано (3:10): «А Аарона и сыновей его сосчитай, и пусть будут блюсти свое священство (кегуна), а посторонний, который приблизится (чтобы совершать их службу) — умрет».
Почему об этом сказано именно там, где речь идет о левитах? Ведь о священниках и их обязанностях уже говорилось подробно в книге «Ваикра» («Левит»).
Делегаты от всего народа Израиля
Если внимательно прочитать текст, мы увидим, что в нем сказано о левитах, чтобы они «соблюдали обязанности «…всего народа Израиля (бней-исраэль). Переносить части Храма, устанавливать Скинию и прочие вспомогательные функции на самом деле являлись обязанностью всего Израиля. Но впоследствии эти полномочия были делегированы определенной части народа, а именно — левитам. Раз так, то можно предположить, что аналогичным образом часть обязанностей самих священников может быть передана левитам. Поэтому в Торе подчеркивается, что непосредственно храмовая служба — привилегия и функция священников, а «посторонний, если приблизится — умрет».
Тогда и сейчас
Таков порядок, установленный Торой. Но бывало ли когда-нибудь иначе? Да, в Египте, еще до Дарования Торы, во время самого первого пасхального жертвоприношения. Тогда в этом участвовали вовсе не священники, а самые обычные евреи, в том числе совершая ряд действий: сам ритуальный забой (шхита), принятие крови в сосуд и кропление этой кровью косяков и притолоки.
И в этом случае можно было бы предположить, что при определенных обстоятельствах любой еврей может участвовать в этих действиях. Поэтому сказано священникам (3:7): «Соблюдайте свою службу, чтобы никто посторонний не смел даже приближаться». Ситуация, которая была в Египте, включая права и обязанности разных групп евреев, коренным образом изменилась после Дарования Торы.
О пользе запретов и ограничений
Таким образом, мы видим, что даже внутри «святого» народа существует свое строгое распределение функций, которое запрещено нарушать, иногда даже под страхом смерти.
Те объективные различия, которые существуют между людьми, являются следствием их различной природы. Всевышний создал нас разными и наделил разными функциями, и тот, кто нарушает эти границы и берется не за «свое дело», рискует потерять многое, а иногда все. И далеко не всегда это означает физический конец. Иногда это ведет к потере своего «я», когда человек начинает заниматься чуждым ему делом, как в будничном (холь), так и в области святого (кодеш), и в результате не может себя реализовать.
Только когда каждый выполняет то, что возложено на него Творцом, лишь тогда можно говорить о мире и согласии в человеческом обществе и гармонии в отношениях. И только с приходом Мошиаха на самом деле исчезнут ограничения, характерные для нашего мира, который сравнивается с сильно пересеченной, гористой местностью, где все разделены и отсутствует единство.
Претензия Рашби
В трудах Аризаля упоминается случай рабби Авраама Галеви, потомка левитов, который читал молитву «утешь нас» (нахем) в память о разрушенном Храме круглый год, поскольку очень сильно переживал эту трагедию и страстно мечтал о его восстановлении. И даже когда он читал эту молитву, казалось бы, в совсем неподходящее время: по Субботам и праздникам, это сходило ему с рук.
Но когда он прочитал эту скорбную молитву в день Лаг ба-Оймер, да еще на могиле Рашби в Мироне, Рашби воспринял это как личную обиду и «наказал» его.
Душа Рашби была одной из тех высоких душ, которые выше условностей этого мира, и для него Храм как бы не был разрушен и продолжал существовать. Поэтому рабби Аврааму, как ученику Аризаля, не следовало скорбеть о разрушенном Храме в такой день. Ведь если бы он был хорошим учеником и правильно воспринял учение Рашби и Аризаля, то не ощущал бы этого в такой степени, и тем более, в такой день.
(Опубликовано в газете «Еврейское слово», № 436)