Дом учения: Слово раввина

Б‑г придет к тебе — если ты Его призовешь

Берл Лазар 1 мая 2016
Поделиться

Часто приходится слышать от людей такое рассуждение: «Если бы я увидел Б‑га, я бы, конечно, в Него поверил. Но как можно безоговорочно верить в то, чего никогда не видел и присутствия чего не ощущал?»

 

Нам, верующим, легче: мы ощущаем связь с Б‑гом постоянно. Но этого мало: мы должны помогать ближнему, чтобы он тоже почувствовал Б‑жественное присутствие! Как это сделать?

Об этом говорит мишна от рабби Халафты бен Досы из Хананьи: «Если десятеро сидят вместе и занимаются Торой — Б‑жественное присутствие среди них… если их пятеро, это верно и для них… и даже об одном человеке сказано: везде, где будет помянуто имя Мое, Я приду и благословлю тебя».

На первый взгляд очень простая рекомендация: если ты будешь учить Его мудрость, Он придет к тебе. Но возникает вопрос: почему необходимо где‑то собираться и что‑то делать, чтобы ощутить Б‑га? Ведь Он везде! Как говорится, даже ребенку понятно, если ребенок умный! Когда раввин Леви‑Ицхак из Бердичева был ребенком, кто‑то ему сказал: «Дам тебе рубль, если покажешь, где находится Б‑г». «А я тебе дам два, если покажешь, где Его нет», — тут же ответил мальчик.

«Куда пойду от духа Твоего, и от лица Твоего куда убегу? Взойду ли на небо — Ты там; сойду ли в преисподнюю — и там Ты» (Теилим, 139:7‑8). Нет и не может быть места без Б‑га! Тогда почему мишна говорит, что, только когда мы учим Тору, Б‑г среди нас?

Ответ мы находим у царя Шломо, мудрейшего из людей: «Б‑г пребывает ли на земле? Ведь всех небес мало, чтобы вместить Его; и только в храме, что я построил, прибежище Его» (Млахим I, 8:27). Да, Б‑г действительно везде. Но землю он сотворил для нас, это его подарок нам. Поэтому он скрыт в этом мире, на территории нашего свободного выбора — и приходит к нам, только если мы сами Его пригласим. Как говорит мидраш, «Б‑г пожелал, чтобы было у Него жилище в этом мире»…

Б‑г мог бы, конечно, явить Свое присутствие в любом месте и в любой момент. Но Он дал нам свободу выбора — в том числе свободу впускать Его или не впускать в свою жизнь. Только если мы сами, по своей воле, откроем Ему дверь — Он будет с нами. А для того, чтобы человек проявил свою волю, он должен осознать, что Б‑г ему нужен.

Мы должны выбрать из двух возможностей. Первая возможность — жить в материальном мире и не стремиться выйти за его границы. В этом случае человек действительно смотрит на мир только глазами, трогает его только руками — и верит только в то, что увидел и потрогал. А вторая возможность — увидеть, помимо материальной составляющей мира, его духовную ипостась: смотреть глазами и душой, трогать руками и сердцем.

Вот, собственно, о чем говорит нам мишна. Она отвечает на вопрос, как пробудить душу и сердце, чтобы они тоже давали нам знание о мире Б‑жьем, позволяли нам установить связь с Творцом.

Условие первое: надо учить Тору. Это мудрость Б‑жья, она поднимает нас выше, развивает способности познания и восприятия, намного превосходящие ограниченные возможности наших глаз и рук. И условие второе: если ты учишь Тору — желательно делать это вместе с другими людьми. Потому что в этом случае человек преодолевает ограниченность индивидуального познания и восприятия. Обязательно найдется вопрос, на который твой соученик даст ответ быстрее и точнее, чем ты, — а ты, в свою очередь, поможешь ему разобраться с другим вопросом… Сам факт, что человек готов прислушаться к мнению другого, позволяет ему подняться на более высокий уровень, расширить свои горизонты.

В Талмуде сказано: «Сосуд, лучше всего удерживающий благословение Б‑жье, это мир среди людей». А что такое «мир среди людей» применительно к нашему случаю? Это коллектив единомышленников, вместе постигающих мудрость Г‑сподню. Высшая форма такого коллектива на иврите называется «миньян» — те самые «десятеро, сидящие вместе и занимающиеся Торой» из нашей мишны. Недаром говорил Бешт: «Если бы ангел стоял там, где собирается миньян, то и он поразился бы святости, исходящей от этого места»!

Нет возможности учиться в миньяне — начните то же самое впятером. Втроем. Вдвоем. И даже если человек учит Тору один, он в состоянии получить благословение от Г‑спода.

Есть история о еврее, который ходил от раввина к раввину и у всех просил благословить его. Один мудрый раввин спросил: «Тебе так важно получить благословение?» Еврей удивился и сказал, что, конечно, важно: как без благословения начинать какое бы то ни было дело? «Тогда почему ты не поступаешь так, как учит мишна? — говорит раввин. — “Во всяком месте, где будет помянуто имя Мое, Я приду и благословлю тебя”».

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Раскрытие сокровенного: Освящение Мишкана на восьмой день

Сказано, что Моше установил Мишкан. Но ведь он был не один, над возведением Мишкана работало много людей. Поскольку Моше, как мы уяснили ранее, являлся эквивалентом шабата, то он и сосредоточивал в себе всю работу, которую выполняли все сыны Израиля. Это подобно тому, что при сборе приношений для строительства золото, серебро и прочее несли к Моше, а он поднимал эти приношения на духовный уровень

Сефер га-хинух. Книга наставления. Заповедь проверять признаки дозволенности в пищу скота и животных

Нам заповедано проверять скот и любых животных, чье мясо мы собираемся употребить в пищу, — обладают ли они перечисленными в Торе признаками, то есть имеют ли раздвоенные копыта и отрыгивают ли жвачку. Если Тора запретила нам что-то, следует тщательно проверять все необходимое, чтобы не нарушить запрет. Эта заповедь в силе повсеместно, во все времена и распространяется как на мужчин, так и на женщин

Свет, пронесённый сквозь тьму: жизнь и наследие реб Исроэля Пинского

Скончался великий еврей. И, что важно, это было скромное величие: он никогда не искал почестей, жил просто, но при этом был настоящим праведником и наставником. Ушел «один из последних могикан» поколения советских хасидов, сумевших нести свет хасидизма за «железным занавесом». Без таких людей не было бы феномена еврейского религиозного возрождения. Исроэль Пинский заслуженно вошёл в летопись движения Хабад как пример непоколебимой верности Торе и еврейскому народу