К числу наиболее известных полотен, хранящихся в Эрмитаже, относится небольшая картина выдающегося итальянского живописца Джорджоне «Юдифь». В противоположность другим работам мастера, загадочным и неоднозначным по смыслу, сюжет данного произведения предельно ясен. Художник не просто проиллюстрировал известную тему, а сумел донести до зрителей ее основную суть — бессмертный подвиг женщины, спасающей свой народ от иноземного порабощения. В облике Юдифи победное торжество удивительно сочетается с целомудренной отрешенностью и воистину царственным достоинством. Но такой ли она являлась на самом деле и каковы те чрезвычайные обстоятельства, которые вызвали к жизни этот могучий всплеск духовной энергии?
ПРЕДЫСТОРИЯ
В 604 году до новой эры престол вавилонского государства, только что отвоевавшего независимость у канувшей в историческую Лету Ассирии, занял Навуходоносор II. Великий иудейский пророк Иеремия вопреки мнению недалеких и надменных царедворцев сразу распознал в молодом вавилонском правителе военные и политические таланты.
Сам Навуходоносор, в отличие от многих завоевателей древности, никогда не похвалялся своими подвигами на поле брани и не оставлял пафосных записей на стелах и обелисках. Это был монарх, активно добивавшийся улучшения жизни своих подданных и отличавшийся большой религиозной терпимостью. Вот одна из его поздних надписей: «…В стране я навел порядок и дал процветать народу. Плохих и злых среди народа я удалил…» В другом месте Навуходоносор просит божество благословить его мудрым правлением, благодетельным для людей.
Эти исторические документы резко контрастируют не только со словами дальновидного Иеремии, но и с гротескным образом Навуходоносора из библейской Книги пророка Даниила и агадических сказаний. На страницах этих произведений вавилонский властитель предстает жестоким и капризным тираном, богоборцем и просто откровенным безумцем. В подобной трактовке образа халдейского царя нет ничего удивительного — авторы ставили перед собой не исторические, а назидательные цели.
В начале VI века до новой эры политическая ситуация на Ближнем Востоке складывалась таким образом, что для маленькой и, по сути, беззащитной Иудеи самым естественным шагом было вверить себя Вавилону и твердо придерживаться такой позиции, но этого не случилось.
Удивительно ли, что в декабре 598 года до новой эры Навуходоносор с главными силами выступил из Вавилона и двумя стремительными переходами достиг стен Иерусалима? Царь Иоаким с богатыми дарами, смиренно склонив голову, появился в стане халдеев, но властитель Вавилона на сей раз не пожелал его видеть и велел казнить.
Несколько крупных воинских соединений Навуходоносор направил на «зачистку» мятежных северных областей Палестины. Один из вавилонских отрядов под командованием некоего Олоферна разбил свой лагерь у маленького городка Ветилуя.
ТАК ЛИ ВСЕ БЫЛО?
Достоверность событий, описанных в Книге Юдифь, до сего дня составляет предмет многочисленных научных дискуссий, но книга пользуется большим уважением как в еврейской, так и в христианской религиозной традиции, хотя и не входит в число так называемых канонических произведений.
Еврейская традиция, в определенной мере справедливо, полагает, что образ Юдифи является позднейшей калькой образа мужественной Иаиль, совершившей аналогичный подвиг в далекую эпоху Судей, когда союз еврейских племен в Ханаане возглавила вдохновенная Дебора — израильская Жанна д’Арк.
Ссылаясь на мнение Иеронима — одного из крупнейших авторитетов раннего средневековья, католическая церковь сочла возможным включить книгу в канон, однако протестантская и православная церкви, учитывая тот факт, что первые упоминания о ней приходятся на достаточно поздний период, выводят это произведение за рамки канонических текстов.
По мнению большинства ученых, языком ее написания был, несомненно, еврейский, хотя наиболее ранним из известных науке списков является греческий текст.
Еще больший разброс мнений вызывают попытки установить автора этой книги. Не вдаваясь в сущность научной полемики, отметим наиболее интересную и романтическую версию, исходящую от того же Иеронима, согласно которой книгу написала сама Юдифь.
ПОДВИГ СЕРДЦА
Городок Ветилуя — родина Юдифи, судя по всему, располагался неподалеку от современного Дженина, приблизительно в 60 километрах к северо-западу от Иерусалима. Это вполне соответствует гипотетическому маршруту движения вавилонских войск под командованием Олоферна. Тот факт, что вавилонский полководец носит персидское имя, не вызывает особого удивления, поскольку, как уже отмечалось, царь Навуходоносор подходил к решению религиозно-национальных вопросов вполне толерантно.
Имея в своем распоряжении значительные силы, Олоферн последовательно покорил и опустошил земли разных народов Месопотамии, разрушил Дамаск с прилегающими территориями и вышел к Ветилуе, рассчитывая на легкую прогулку. Однако совершенно неожиданно жители города оказали захватчикам упорное сопротивление. Крайне обозленный упрямством горожан, Олоферн взял Ветилую в кольцо осады, отрезав пути к водным источникам и вознамерившись стереть ее с лица земли. В течение трех недель город героически отражал атаки неприятеля, но, когда иссякли последние запасы воды, толпы людей собрались перед дворцом градоначальника Озии, умоляя его сдать Ветилую. Будучи человеком добрым и совестливым и видя ужасные страдания людей, Озия глубоко переживал, но, надеясь на помощь Всевышнего, попросил потерпеть еще несколько дней.
В этот момент на авансцене разыгрывающейся трагедии появилась молодая и прекрасная собой вдова Юдифь. Она гневно обвинила военачальников в неверии и малодушии. «…С пленением нас падет и вся Иудея, и святыни наши будут разграблены…» Юдифь поклялась, что совершит нечто такое, что непременно спасет город, и память об этом деянии будет прославлена в будущих поколениях.
Красиво уложив волосы и умастив тело благовониями, она надела праздничный наряд, самые дорогие украшения и вместе со служанкой отправилась в вавилонский лагерь. Сразу за стенами Ветилуи ее остановили передовые дозоры неприятеля. С отменным артистизмом Юдифь рассказала, что бежит от обреченных евреев, чтобы спастись и облегчить вавилонянам победу над осажденными. Обрадованные этим известием и очарованные ее внешностью и обхождением, вавилонские офицеры охотно проводили Юдифь в свой лагерь.
Уже предупрежденный о появлении перебежчицы, Олоферн не смог скрыть свое восхищение красотой Юдифи. Ободрив ее, он ласково осведомился о цели визита. Восславив согласно ритуалу, царя Навуходоносора, Юдифь поведала полководцу, что является глубоко верующей еврейкой, всегда ревностно исполнявшей религиозные предписания. Она взволнованно говорила о том, что не может видеть, как ее соплеменники изо дня в день нарушают древние законы Моисея, и выразила уверенность, что Г-сподь несомненно покарает святотатцев.
Свою пламенную речь Юдифь произносила вдохновенно и энергично. Олоферн был совершенно покорен. «…Прекрасна ты лицом и добры речи твои… будешь жить в доме царя Навуходоносора и будешь именита во всей земле!»
В течение трех дней влюбленный Олоферн устраивал пиры в ее честь, а на четвертый пригласил прекрасную гостью разделить с ним ложе в своем походном шатре. Накануне Юдифь провела всю ночь в молитвах, страстно прося Б-га укрепить ее в принятом отчаянном решении.
Весь следующий день прошел в подготовке к роскошному вечернему пиршеству, венцом которого, как предвкушал полководец, должно было стать долгожданное обладание этой изумительной женщиной. Однако все сложилось иначе. Захмелев, Олоферн задремал. Юдифь сняла со стены его меч и приблизилась к ложу. Одним ударом она отсекла спящему голову, положила ее в мешок и вместе со служанкой, благополучно миновав посты, вернулась в Ветилую.
На следующий день, узнав о гибели полководца, вавилоняне сняли осаду и, преследуемые ликующими горожанами, в панике покинули лагерь.
Образ Юдифи был очень популярен в западноевропейском искусстве XV–XVII веков. К нему обращались Лукас Кранах Старший, Караваджо, Боттичелли, Виченцо Катена, Мантенья и другие великие живописцы Возрождения. Однако почему-то именно это небольшое полотно Джорджоне как-то особенно проникает в сознание, откликаясь на эмоциональную и психологическую глубину, заложенную в прекрасном и загадочном облике мстительницы.
(Опубликовано в газете «Еврейское слово», № 701)