Послания Любавичского Ребе

Ки-Теце. «Когда выйдешь»

Текст подготовил Довид Карпов 28 августа 2020
Поделиться

«И СДЕЛАЕШЬ ОГРАДУ ДЛЯ КРЫШИ СВОЕЙ»

Одна из многих заповедей, которая приводится в нашей главе, — «перила для крыши» — на первый взгляд кажется вполне понятной и даже «логичной», если не считать некоторых деталей. Даже если бы Тора не предписывала нам («Дварим», 22:8): «Если построишь себе новый дом, то сделай перила на крыше твоей. А не то упадет с нее падающий», мы бы все равно огораживали опасное место.

Однако насколько эта заповедь актуальна в наше время? В древности на Востоке крыши делали плоскими, и они активно использовались для хозяйственных нужд. Именно такая крыша и нуждается в перилах. Но мы давно уже живем в многоквартирных и многоэтажных домах. И если там нет перил на крыше, то изготовить их — это не наш святой долг перед Торой, а прямая обязанность строителей.

Кроме того, почему для того, чтобы исполнить эту заповедь, так необходим именно «новый дом»? Разве крыша старого дома точно так же не нуждается в перилах?

И кто этот «падающий»? Ведь мы как раз и хотим сделать все возможное, чтобы предотвратить его падение, как поясняет дальше сама Тора: «…дабы не допустить крови (кровопролития) в доме твоем!»

 

ДОМ, КОТОРЫЙ НА ВЕКА

Дело в том, что «дом» в еврейской традиции, — это далеко не всегда просто жилище. Иногда «дом» — это храм, т.е. дом Б-жий (бейт а-микдаш). «Домом собрания» (бейт а-кнессет) называется Синагога, а «домом учения» (бейт а-мидраш) — ешива. А иногда «новый дом» — это любое новое начинание в нашей жизни.

Но самый простой пример строительства — это создание семьи, которая в одном из семи благословений (произносятся во время еврейской свадебной церемонии) так и называется: «здание на века». Тем более, что слово «дом» в еврейской традиции имеет также значение «семья» или «жена». Например, известное выражение из Мишны (трактат «Йома») «Мишна» или Устная Традиция (Тора). Свод основ еврейского Закона, текст которого является языковой нормой для традиционного иврита. : «человек и его дом» переводится как «муж и его жена».

До брака, как правило, молодой человек проводит несколько лет в ешиве, где все проникнуто атмосферой святости и богобоязненности, а все повседневные проблемы сведены к минимуму.

Но вот начинается новый этап в жизни молодых людей, когда они должны совместными усилиями строить «новый дом» — возводить здание новой семьи. И здесь неизбежно возникают совершенно новые проблемы (особенно, если этот брак — первый) и новые испытания, для преодоления которых супругам необходимы дополнительные силы. И этот новый дом, который муж и жена строят сообща, тоже нуждается в дополнительной «ограде» или «перилах».

 

ЦАРСКИЕ ХОРОМЫ

Пока человек находится в своем «доме», в привычной для себя обстановке, окруженный близкими по духу людьми — он в относительной безопасности. Дома и стены помогают, а соблазн здесь минимальный — в своем доме ему все знакомо, все искушения давно преодолены. Другое дело, когда он поднимается и выходит «на крышу» — уровень, который для него является предельным — выше только небо, и подходит к крайней черте. Тут возникает духовная опасность «падения». Тогда и нужны те самые «перила», или «ограда», которые удержат его, даже если он сделает неверный шаг или переоценит свои силы.

Но зачем обязательно выходить на крышу, зачем строить новый дом? Просто мы не можем запереть себя, вечно сидеть в одних и тех же «четырех стенах», пусть даже привычных и знакомых. Мы хотим продвигаться вперед как в жизни, так и в Торе и своих отношениях с Творцом. А значит, рано или поздно старый дом нам будет мал, и тогда мы покинем этот старый дом, который стал нам тесен, и начинаем строить нечто новое, более значительное, с повышенной этажностью. А «новый дом» — это новый вызов, новые испытания и искушения, а значит, нужны и новые, более надежные «перила».

Но есть еще одна причина, почему нам всегда надо строить новое: мы строим не только для себя. Весь наш мир — это гигантская стройплощадка, где мы строим жилище, можно сказать, царские хоромы… самому Творцу, царю этого мира! Такова конечная цель всего творения, в том виде, как ее сформулировали наши мудрецы: создать Всевышнему жилище в нижнем, материальном мире. И пока мы этой цели не достигли, мы не можем останавливаться.

 

НЕ ПАДАЙ

Выражение «падающий» наши мудрецы толкуют, как «тот, кто этого заслуживает». Т.е. возможное падение — это естественное следствие неправильных поступков, иными словами, небесная кара за прошлые грехи. А само «падение» можно понимать как падение духовное или проступок. В этом случае «падающий» — это человек, близкий к греху, у которого почти не осталось внутренних сдерживающих сил, чтобы предотвратить нравственное падение. Он тоже срочно нуждается в «перилах», причем достаточно прочных, чтобы удержать вес своего тела — в том случае, если собственных сил держаться у него почти не осталось. «Вес тела» — это удовольствия и наслаждения, которые представляют соблазн для тела и животного начала.

Но если уж кому-то суждено «упасть», то пусть это будет, по крайней мере, не в «твоем доме». Ведь Всевышний наказывает грешников руками таких же грешников, а для воздаяния праведникам выбирает честных и достойных исполнителей, под стать им самим. Поэтому следует избегать становиться даже невольным «орудием наказания», своеобразной «палкой», которая подвернулась под руку Творцу. И хотя все в Его власти, но в рамках той свободы выбора, которую Он сам нам предоставил, мы можем, и даже обязаны, сделать все возможное, чтобы этого избежать — сделать те самые «перила на своей крыше».

 

СМИРЕННЫЕ! ПРИШЛО ВРЕМЯ ВАШЕГО ИЗБАВЛЕНИЯ!

Мы уже говорили, что в перилах или ограде нуждается только жилое здание, причем с плоской крышей, которую можно использовать для хозяйственных и прочих нужд. Некоторые полагают, что таким зданием будет являться и… третий Храм! В «малых Храмах» — синагогах и ешивах — делать перила нет необходимости.

По крайней мере, один раз крышей Храма придется воспользоваться, причем в самом начале, когда он только еще будет построен. В мидраше сказано, что Мошиах поднимется на крышу третьего Храма и провозгласит: «Смиренные! Настало время вашего избавления!»

Вскоре, уже в эти дни!

 

ТОРА — ЭТО ЖИЗНЬ

Тора — вот истинный «хозяин» в этом изменчивом и непредсказуемом мире, именно она определяет ход всех событий. И все, что происходит вокруг нас, происходит не иначе, как по воле этого «хозяина», имя которому — Закон Торы.

Как-то раз мне пришлось добираться в Москву из другого города на машине. Я спешил не просто так, цель была благородная — торопился на хупу (еврейскую свадьбу). Тогда как раз шла неделя, когда мы изучали главу «Ки Теце». А на дворе стоял последний месяц уходящего года — Элул. Была ясная, солнечная погода, но в воздухе уже ощущались перемены.

Ощущение нас не обмануло: не успели мы выехать на трассу — небо внезапно затянуло грозовыми тучами, и полило, как из ведра.  Все машины ехали с зажженными фарами.  Временами приходилось останавливаться: «дворники» на ветровом стекле не справлялись, а силуэты встречных машин едва можно было различить за сплошной пеленой дождя. К тому же поднялся сильный ветер, и началась настоящая буря. Вскоре нам пришлось объезжать упавшее дерево, не выдержавшее натиска стихии. Потом — еще одно. Наконец, третье упавшее дерево перегородило уже всю дорогу да так, что с трудом могла проехать только одна машина, и то по обочине.

Закон, который предписывает «сделать ограду для своей крыши», толкуется мудрецами несколько более широко:

«И также в случае любого другого предмета, который является источником опасности для жизни человека, существует заповедь устранить его, как сказано: «Берегись, и береги свою душу».

— Может, выйти убрать, — неуверенно пробормотал водитель, и обречено полез из машины под дождь. Вдвоем мы кое-как оттащили ствол березы в сторону и освободили проезд.

«А тот, кто не предпринял необходимых мер, тем самым уклонился от выполнения предписания и одновременно нарушил запрет: «не допусти кровопролития в доме твоем».

Дальнейший путь прошел без особых приключений. На подъезде к Московской области дождь внезапно прекратился, а в самой Москве стояла на удивление сухая и теплая погода. Дождя не было и в помине, как будто он был послан специально для нас, чтобы дать возможность исполнить заповедь из нашей недельной главы. В результате на хупу мы попали как раз вовремя — в самый разгар веселья.

А за окном всеми красками уходящего лета звенел месяц Элул — время самоотчета и подготовки к еврейскому новому году — Рош а-Шона. Стояли погожие деньки, солнце все еще светило по-летнему, но в воздухе уже ощущались перемены: чувствовался особый запах Элула, и стали дуть ветры покаяния.

Так в свое время описывал атмосферу этого месяца в Любавичах Ребе Раяц.

(Опубликовано в газете «Еврейское слово», №354)

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Двар Тора. Ки-Теце: Место для разговора с Богом

Что может стать основанием для развода? В каких случаях лучше развестись, чем сохранить брак? И можно ли сравнить изгание еврейского народа из Земли Израиля с разводом со Всевышним? Главный редактор «Лехаима» Борух Горин читает недельную главу «Ки-Теце».

Уроки Торы I. Ки-Теце

В этой главе подробно изложены многие законы, причем один из разделов целиком посвящен разводу. В беседе разбирается само понятие развода, идет ли речь об отношениях между мужем и женой или между человеком и Б‑гом. Рассматриваются некоторые парадоксы из соответствующего трактата Талмуда. Анализируемые парадоксы косвенно дают нам понять, что, если внешне развод и выглядит как разделение, суть его совершенно в ином.

Шофтим. «Судьи»

По мнению Ребе, каждый еврей, не только хасид, который нашел свой путь к Торе и еврейству, должен служить таким указателем другому. Если еврей заплутал на жизненном пути и оказался на распутье, надо ему указать самый короткий путь к себе — к еврейской Традиции, в которой он найдет прибежище. Ведь вернуть еврея к Торе — это все равно, что спасти еще одну душу, а Тора принимает и спасет всех.