«Лехаим» публикует фрагменты из бесед Любавичского Ребе, содержащих комментарии на недельные главы Торы. Беседы адаптированы для широкого читателя. Чтобы глубоко ознакомиться с ними, а их 36 томов на иврите и идише, необходимо обратиться к оригиналам. Однако мы надеемся, что и наши публикации будут полезны заинтересованным читателям.
В главе, открывающей вторую книгу Торы, Всевышний говорит Моше: “И дам Я этому народу приязнь в глазах египтян” (Шмойс, 3:21). В Мидраше сказано об этом: «Дам вам приязнь египтян, чтобы (перед тем как выйдете вы из Египта) не вышли вы пустыми. Чтобы не сказал Авраам, что (обещание) “и поработят их” исполнилось, а (еще одно обещание) “после этого выйдут с большим имуществом” не исполнилось».
Но разве только для того, чтобы “не сказал Авраам”, Всевышний должен исполнять Свои обещания? Разве недостаточно того, что Он обещал? Ведь “не человек Б-г обманывать”!
Уходя из Египта, евреи забрали с собой серебро и золото египтян. Это произошло по двум причинам: одна из них — наказать Египет, другая — получить плату за свой труд.
Из Талмуда нам известно, что во времена Александра Македонского египтяне предъявили евреям иск, потребовали, чтобы они вернули серебро и золото, вывезенные ими из Египта. От имени евреев Гвиа бен Пенса в свою очередь предложил египтянам: “Расплатитесь с нами за несметное количество (евреев), которых вы поработили”.
Здесь кроется ответ на вопрос, почему Всевышний дал евреям выйти с большим имуществом именно из-за обещания Аврааму. Б-г мог одарить евреев богатством и другими путями, вовсе не обязательно было заставить египтян по доброй воле отдать им свои серебряные и золотые вещи, дорогую одежду. Он хотел, чтобы награда евреев была так же публична, как и их рабство. Ведь все знали, что евреи порабощены, пусть же все увидят, что египтяне добровольно отдают им “большое имущество”!
В учении каббалы объясняется, что “большое имущество”, вывезенное евреями из Египта, на духовном уровне означает искры святости, сосланные туда. Своей работой в Египте евреи освободили и подняли эти Б-жественные искры.
Но еврейский народ должен был пройти через египетское рабство для поднятия не только Б-жественных искр, но и самих себя, для достижения собственной цельности. Благодаря изгнанию они сами удостоились нового духовного уровня.
(Опубликовано в № 81, январь 1999)