Кдушат Леви. Освящения на Хануку. Второе
Освящение второе
А теперь мы объясним, почему не было установлено чтения особого свитка, подобного Свитку Эстер.
Знай, что наши добрые деяния вызывают пробуждение свыше и речения Его народа, сынов Израиля, пробуждают те же буквы, что и тогда, когда произошло чудо , ибо все буквы, которые человек произносит, он привлекает и в низшие миры. Это упоминается в писаниях Аризаля по поводу слов из Пасхальной агады: «…и чем больше рассказывает еврей об Исходе из Египта, тем более он достоин восхваления». Говорит Аризаль: «Достоин восхваления» — это значит наделен милостями . Иными словами, поскольку евреи произносят своими устами слова Агады, повествующие о милости Всевышнего по отношению к Его народу Израилю, буквы этих слов пробуждают милость для всех миров, чтобы Бог постоянно совершал с нами чудеса и знамения к добру. Подобным же образом при чтении Свитка Эстер его буквы пробуждают милость, и эта милость связывается со словами, ибо на иврите слово «речь» имеет также смысл «ведущий», как мы объяснили в другом месте .
И вот, есть буквы, с помощью которых в шесть дней Творения были созданы миры , и эти буквы постоянно пребывают в этих мирах. Буквы эти называются «Тора», ибо при помощи Торы Всевышний создал Свой мир . Все эти миры были созданы ради Его народа, сынов Израиля . И поэтому, если мы исполняем волю Всевышнего, благословен Он, то все миры наполняются добром, изобилием, весельем и радостью. И все миры, даже низший мир, мир природы , исполняют свое предназначение ради Его народа, сынов Израиля, ибо заповеди, добрые дела и слова Торы, которые произносит еврейский народ, — это источник жизненной силы для всех миров. Поэтому все миры, даже низший мир, мир природы, обязаны исполнять свое предназначение ради Его народа, сынов Израиля.
Потому‑то и происходят скрытые чудеса, ибо сама природа обязана служить народу Израиля. Мы упомянули это и в другом месте, говоря о том, что во время войны сам Бог воюет за нас, как сказано: «Всякое место, на которое ступит стопа ноги вашей, будет ваше» (Дварим, 11:24). Еврейскому народу не нужно совершать никакого материального действия, ибо Торой Всевышний создал мир, и тот, кто исполняет заветы Торы, тем самым дает миру существование. Поэтому тем, кто следует заветам Торы, невозможно причинить зло, даже силой законов природы, и потому творениям Всевышнего не нужно совершать никаких материальных действий.
В этом и заключается чудо, которое произошло с Мордехаем и Эстер, — им не потребовалось совершать никакого материального действия. Ведь когда Эстер пригласила Ѓамана на пир, это не было действием, способным принести спасение. Напротив, наши мудрецы задают вопрос: зачем Эстер пригласила его? Само же чудо произошло гораздо раньше, ночью, когда «бежал сон от царя» (Эстер, 6:1).
И все миры были созданы так, что природа исполняет «поручение» народа Израиля без того, чтобы внизу было совершено какое‑то материальное действие. Такова была изначальная мысль Всевышнего, что природа всех миров будет готова исполнить волю народа Израиля, притом что внизу не будет совершено никакого действия.
Поэтому мы должны читать описание этого чуда. А сам Свиток Эстер подобен Торе, ведь он входит в состав двадцати четырех книг Священного Писания. Тора же несет в себе жизненные силы для всех миров и управляет мирами. А это означает, что природа готова исполнить поручение во имя народа Израиля, даже без того, чтобы снизу было совершено какое‑то материальное действие.
Вот почему свиток, написанный после того, как произошло чудо с Хасмонеями, не вошел в Тору, ибо на это чудо повлияли действия «низших» — оно произошло благодаря войне . Тора же проявляется в том состоянии мира, в котором он находился в начале Творения, до греха первого человека (Адама). Тогда все силы природы выполняли поручение народа Израиля, и не требовалось никаких действий снизу.
Именно поэтому мы читаем Свиток Эстер — ибо благодаря чтению этого свитка мы вновь пробуждаем ту же милость, что и во времена Мордехая и Эстер. Мы стремимся к тому, чтобы Всевышний и теперь поступал с нами так же, как в те дни. Потому и нет нужды читать свиток Антиоха , — ведь мы желаем от Всевышнего бо2льшей милости, когда «низшие» помогают чуду не своими материальными действиями, а только молитвой и мольбой, как в дни Мордехая и Эстер.
Именно в этом заключается смысл слов: «…сделали их праздником и постановили говорить в них ѓалель и благодарение». На первый взгляд слова «сделали их праздником» непонятны . Возможно, они подразумевают ханукальные свечи, ибо в то время, когда горят ханукальные свечи, женщинам запрещено совершать работу . Но в соответствии с вышесказанным объяснение таково.
Было уже упомянуто, что посредством наших слов и действий мы доносим благо и свет Всевышнего до народа Израиля. Это происходит так: в праздник благодаря его святости наверху раскрываются врата света и блага, и каждый человек за счет исполнения заповедей, относящихся к данному празднику, привлекает эти свет и благо в низший мир. Например, в Песах раскрываются врата хесед, в Шавуот — тиферет . И очень многое зависит от того, насколько мы сосредоточиваем на этом свои мысли. Если человек исполняет заповеди, относящиеся к данному празднику, вдумчиво и с великой радостью, то он привлекает великое изобилие во все миры, в высшие чертоги, ко всем душам и ангелам.
Такой человек должен очень радоваться, ибо душа его возносится ввысь и ей оказывают почтение — ведь своими поступками и мыслями она привлекла великое изобилие от Творца, благословен Он, во все миры, ко всем душам, во все высшие чертоги, ко всем ангелам! Его душе оказывают почет и говорят перед ней: «Счастлив народ, чья [судьба] такова, счастлив народ, чей Господь — Бог его» (Теѓилим, 144:15) . Душа, которая думает об этом и радуется заповедям Всевышнего великой радостью, привлекает изобилие, радость и веселье во все миры, во все высшие чертоги и ко всем ангелам. Но если, упаси Бог, происходит обратное , то изобилие постепенно уменьшается.
Однако следует учесть, что свет и благо раскрываются свыше благодаря свету самого праздника, например свету дня дарования Торы. Исполняя заповеди того или иного праздника, мы приводим в низший мир, например, свет праздника Песах, то есть хесед, или свет дарования Торы, то есть тиферет. Как если бы царь растворял врата своих сокровищниц один день в году, и в этот день каждый, кто пожелает, может прийти и взять что угодно из царских сокровищ. И горе тому глупцу, который в день раскрытия сокровищниц царя не идет туда, а спит весь день напролет! Поэтому в субботу и в праздники человек должен радоваться лишь служению Ему, Благословенному, а не суетным вещам этого мира. Целый день только бы и радоваться служению Всевышнему!
В этом заключается смысл слов «…сделали их праздником и постановили говорить в них ѓалель и благодарение». Праведность Матитьяѓу, сына первосвященника Йоханана, и его сыновей привела к тому, что в восемь дней Хануки свыше раскрылись врата милости, врата чудес и знамений, врата любви Всевышнего к Своему народу — народу Израиля, чего не случалось прежде, до дней Матитьяѓу. На это намекают слова «…сделали их праздником» — то есть в восемь дней Хануки свыше пришел свет и раскрылась любовь Всевышнего к Израилю, Его чудеса и милость по отношению к Своему народу. А слова «…и постановили говорить в них ѓалель и благодарение» означают, что благодаря чтению ѓалеля и благодарений свет Всевышнего, Его милость и чудеса будут привлечены в низший мир.
И может быть, в субботу и праздники все это благо раскрывается благодаря зажиганию субботних и праздничных свечей. Ведь зажигание свечей — это самая первая заповедь, которую следует исполнить накануне субботы, перед молитвой маарив, а за ней следует кидуш. И именно благодаря зажиганию свечей наверху раскрывается все то благо, о котором сказано выше. А поскольку это раскрытие происходит само по себе, достаточно, чтобы свечи зажгла женщина .
Известно, что любое раскрытие врат происходит посредством слова «это» (זאת, зот), как сказано: «Откройте мне врата справедливости… От Господа было это» (Теѓилим, 118:19, 23); а также: «С этим входить должен Аѓарон в святилище» (Ваикра, 16:3). Потому заповедь зажигания субботних свечей и дана женщинам, ибо «…эта (זאת) будет называться женщиной».
И также может быть, что благодаря зажиганию ханукальных свечей наверху раскрывается свет. Иными словами, свет свечей, зажженных внизу, приводит к раскрытию света свыше. И поскольку во времена Хасмонеев еврейский народ сам совершил действие, которое привело к раскрытию высшего блага, была установлена заповедь зажигания ханукальных свечей, которая относится к категории де‑рабанан . Ведь в Хануку именно еврейский народ привел к раскрытию блага свыше. И поскольку заповедь зажигания ханукальных свечей установлена мудрецами в Устной Торе, иными словами, именно общность душ еврейского народа установила ее, — каждый еврей обязан зажигать ханукальные свечи, в отличие от субботних и праздничных свечей, закон о зажигании которых установлен Всевышним в Письменной Торе. И поскольку свет субботних и праздничных свечей раскрывается сам по себе, будучи заповедан Письменной Торой, для исполнения этой заповеди хватает духовного статуса женщины. Каждый еврей не обязан зажигать субботние свечи , ибо света, зажженного одним человеком, достаточно, чтобы наверху раскрылись врата света. Зажигание же ханукальных свечей, установленное общностью Израиля, — это другое дело. Те, кто хочет исполнить эту заповедь наилучшим образом, должны зажигать ханукальные свечи каждый в отдельности , чтобы для каждого человека, в корне его души, раскрылся свет наверху. И пусть милостивый Бог вскоре пошлет свет и благо всему Своему народу на веки вечные!
Выше было сказано, что слова наших мудрецов «…сделали их праздником» намекают на ханукальные свечи. В то время когда горят ханукальные свечи, женщинам запрещено совершать работу, ибо раскрытие света свыше происходит посредством слова «это» (זאת, зот), и женщина также называется «эта» (זאת), как я написал выше . И постарайся углубиться в это.