Зрительный зал

Любимец Голливуда

Михаил Майков 1 июля 2019
Поделиться

1 июля американскому кинорежиссеру Сидни Поллаку исполнилось бы 85 лет. Несмотря на всемирную известность и статус «живого классика», Поллак до последних дней оставался очень порядочным и приятным в общении человеком.

Сидни Поллак

Он родился 1 июля 1934 года в городке Лафайетт, штат Индиана, в семье еврейских иммигрантов – выходцев из Одессы. Его отец начинал как профессиональный боксер, затем переквалифицировался в фармацевты. Вскоре после рождения сына родители развелись. Сидни остался с матерью, которая умерла от алкоголизма, когда ему было 16 лет.

В юности будущий режиссер мечтал о карьере дантиста и подумывал даже пойти по стопам отца, дабы заработать на образование боксом, – но помешали очки. В начале 1950-х Поллак перебрался в Нью-Йорк, окончил театральную школу и, после демобилизации из армии, стал играть на Бродвее и в телевизионных постановках. Как киноактер он впервые появился в фильме «Военная охота» (1962) вместе с другим дебютантом – Робертом Редфордом, позднее сыгравшим во многих лентах Поллака. Его режиссерская карьера началась с сериалов, первой полнометражной работой стала психологическая драма «Тонкая нить» (1965).

Сидни Поллак и Роберт Редфорд

Известность Поллаку принес пятый полный метр, лента 1969 года «Загнанных лошадей пристреливают, не так ли?». Беспощадно натуралистичный рассказ о танцевальном марафоне времен Великой депрессии наследовал как суровым традициям американского социального реализма, так и экзистенциализму хемингуэевского извода с его центральным мотивом тщеты любой победы, всегда приходящей слишком поздно и достающейся чересчур дорогой ценой. Мастерство Поллака и великолепная игра Джейн Фонда и Гига Янга превратили камерный фильм с не слишком «киногеничным» сюжетом и однообразным действием в эпический шедевр. Янг получил «Оскара» за лучшую мужскую роль второго плана, а Поллак впервые был номинирован на премию за лучшую режиссуру.

Многие критики считают, что после «Загнанных лошадей» Поллак изменил авторскому кино и начал снимать коммерческие ленты, пусть и безупречные в профессиональном отношении. Но необходимо помнить, что в лучших своих фильмах режиссер неизменно раздвигал границы жанра, в котором работал, будь то вестерн, комедия или политический триллер, и расширял представление о его возможностях.

Сидни Поллак и Харрисон Форд

Картины 1970-х годов – «Иеремия Джонс», «Какими мы были», «Якудза», «Три дня Кондора» и др. – подтвердили репутацию Поллака как высококлассного мастера. Однако самым успешным в его карьере стало следующее десятилетие.

В 1982 году Поллак снял фильм «Тутси», пользовавшийся огромной популярностью во всем мире, включая СССР. Простенькая история про мужчину, переодевающегося женщиной, стала одной из лучших комедий за всю историю кино благодаря феерической игре Дастина Хофмана. Фильм получил 10 номинаций на «Оскар».

Сидни Поллак и Дастин Хоффман в фильме «Тутси»

В 1985 году картина Поллака «Из Африки» была удостоена семи «Оскаров», в том числе за лучший фильм и лучшую режиссуру. В основу фильма положена автобиографическая книга датской баронессы Карен Бликсен (недавно вышедшая и в русском переводе) о жизни на ферме в Кении в первые десятилетия XX века. Неторопливая романтическая история на фоне экзотического пейзажа (пять лет спустя эта линия творчества Поллака будет продолжена «Гаваной») покорила и зрителей, и критиков. Как и в других удачных фильмах Поллака, значительная доля успеха принадлежит здесь блистательно подобранному актерскому ансамблю: роль Бликсен исполнила Мерил Стрип, ее мужа сыграл Клаус Мария Брандауэр, а мужчину ее жизни – Роберт Редфорд.

Всего Поллак снял около 20 фильмов и спродюсировал несколько десятков картин. В последние годы он все чаще появлялся в кадре сам, сыграв эпизодические роли в «Мужьях и женах» Вуди Аллена, «Игроке» Роберта Олтмена, в фильме Стэнли Кубрика «С широко закрытыми глазами», в сериале «Клан Сопрано». В 2007 году на экраны вышел фильм «Майкл Клейтон», где Поллак выступил сопродюсером и сыграл одну из главных ролей, а его партнером стал Джордж Клуни. Последний раз Поллак появился в качестве актера в фильме «Друг невесты», вышедшем в прокат в мае 2008 года.

В середине 2007 года стало известно, что у Поллака диагностирован рак. Однако и после этого он не оставлял творческих замыслов. Его новый фильм, посвященный президентским выборам в США 2000 года, назывался «Пересчет». К съемкам Поллак приступить не успел. Кинорежиссер умер 26 мая 2008 года.

(Опубликовано в №195, июль 2008)

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

«Потерянное зеркало: евреи и конверсо в средние века»: история антисемитизма в Испании в произведениях искусства 

Это первая крупная выставка, посвященная тому, как средневековое испанское искусство способствовало разжиганию антисемитизма еще за два столетия до изгнания евреев с Пиренейского полуострова. «Потерянное зеркало» показывает, как Римская католическая церковь, а затем и инквизиция формировали христианскую идентичность в Испании времен средневековья и раннего Возрождения, в значительной мере основанную на демонизации евреев.

«Неразумный человек»: об истории Пинхаса Рутенберга

Это был человек, который в результате электрифицировал всю Палестину, построив огромную гидроэлектростанцию на реке Иордан, к югу от озера Кинерет, а также ряд дизельных электростанций в Тель-Авиве и других местах... В нем определенно было что-то демоническое, и его бэкграунд русского революционера и убийцы не способствовал его делу. Он ведь планировал убийство Ленина и Троцкого, прежде чем сбежать в Палестину в 1919 году, и в Великобритании ему никто никаких рекомендаций не давал.

«Надо рисовать так, чтобы было видно, что это сделано евреем!»

Весна в Еврейском музее и центре толерантности началась с открытия новой выставки. «Еврейский авангард. Шагал, Альтман, Штеренберг и другие» рассказывает о ярком и коротком, как вспышка, периоде существования объединения «Культур‑Лига» и демонстрирует свыше сотни живописных и графических произведений из десятка музеев