Десять лет назад ушел из жизни знаменитый писатель Морис Дрюон
Морис Дрюон родился в Париже в 1918 году. Его отец Лазарь Кессель был выходцем из зажиточной оренбургской еврейской семьи, чьи родители перебрались во Францию задолго до всех катаклизмов XX века, в спокойном 1908 году. В Париже он стал актером, выступал в «Комеди Франсез» под псевдонимом Сибер и, говорят, был особенно хорош в роли Гамлета. В 21 год Лазарь покончил с собой – сыну его тогда не исполнилось и трех лет, и отца он, разумеется, совершенно не запомнил. Вскоре мать будущего писателя вышла замуж за нотариуса Рене Дрюона, и мальчик получил фамилию отчима. Впрочем, он продолжал общаться с дядей, знаменитым прозаиком Жозефом Кесселем, чьи рассказы о минаретах, караванах с восточными сокровищами и золотых куполах оренбургских церквей навсегда поселили в сердце Мориса миф о прекрасной родине его предков.
Дрюон учился на факультете политических наук Парижского университета, затем окончил военную школу и как кавалерийский офицер сражался с вторгшимися во Францию немцами. После поражения французских войск жил в демилитаризованной зоне, а в 1942-м через Испанию и Португалию нелегально уехал в Лондон, где вошел в ближайшее окружение де Голля. Участником движения Сопротивления стал и Жозеф Кессель. Дядя и племянник вместе сочинили гимн французских партизан – песню, чей статус в национальном сознании французов примерно равен русской «Катюше».
Публиковаться Дрюон начал в середине 30-х, а после войны стал профессиональным литератором. В 1948 году он получил Гонкуровскую премию за трилогию «Сильные мира сего», где описал эпоху между двумя мировыми войнами и показал моральный распад политической и финансовой элиты Третьей республики, приведший к национальной катастрофе и позору «странной войны». С 1966 года Дрюон – «бессмертный», член Французской академии. Всего ему принадлежат более 50 романов и пьес, в том числе исторический цикл «Проклятые короли» (имеется в виду проклятие, которое перед смертью наложил на Филиппа IV Красивого и всю династию Капетингов великий магистр ордена тамплиеров Жак де Моле, приговоренный к сожжению на костре). В Советском Союзе произведения этого цикла выходили в так называемой «макулатурной серии», их суммарный тираж превысил 25 млн экземпляров. Несколько поколений россиян знакомились с французской историей по Дюма и Дрюону.
Во Франции, однако, Дрюон едва ли не больше был известен как политический деятель и правый публицист – поклонник де Голля и конституционной монархии, многолетний колумнист газеты «Фигаро», в 1968 году, во время студенческих волнений и всеобщей забастовки, обрушившийся на леваков с яростным памфлетом «Будущее в замешательстве». В 1973–1974 годах, при президенте Жорже Помпиду, Дрюон был министром культуры, а впоследствии избирался депутатом Национального собрания Франции и Европарламента.
В 2003 году писатель побывал в России, подружился с Владимиром Путиным и слетал в компании Виктора Черномырдина (Виктор Степанович по дороге учил Дрюона запивать водку пивом) в Оренбург, где пришел в восторг от посещения синагоги, в которой поженились его бабушка с дедушкой. Еще до этого визита, в 1993 году, Дрюон указом Бориса Ельцина был награжден орденом Дружбы народов, а в 2007-м стал иностранным членом РАН.
На похоронах Дрюона присутствовали ведущие французские политики, представители академического мира, крупнейшие деятели культуры. Президент Франции Николя Саркози, обращаясь к покойному с поминальной речью, сказал: «Все твои битвы, столь непохожие внешне, совпадают в одном: в отказе от низости, отказе от мелочности. В течение всей своей жизни ты не переставал утверждать, что величие человеческой воли противостоит неизбежности судьбы».
(Опубликовано в №206, июнь 2009)