В 1492 году, который известен всем как год, когда Колумб плыл по бескрайнему океану, в Испании было принято решение об изгнании из королевства всех евреев, исповедующих иудаизм. Евреев, которые не уехали — и не были убиты, — заставили принять католичество. Наряду с теми, кто обратился в ходе предшествующих погромов, эти люди стали известны как конверсо. По мере того как Испания расширяла свои владения в Америке, конверсо проникли и в колонии.
Всегда было известно о каких‑то людях в Латинской Америке, которые не ели свинины, зажигали свечи по пятницам и закрывали зеркала во время траура. Новое исследование, посвященное изучению ДНК тысяч латиноамериканцев, показало, что их генетическая связь с сефардскими евреями сильнее, чем считалось ранее, и превышает аналогичные показатели среди современного населения Испании и Португалии. «Мы немало удивились, увидев результаты», — говорит один из соавторов статьи, генетик Лондонского музея естественной истории Хуан‑Камило Чакон‑Дуке.
Это исследование представляет собой одно из наиболее полных генетических исследований латиноамериканцев в истории науки. У многих участников ученые обнаружили целый ряд генетических черт аборигенного населения Америки, Европы, Африки южнее Сахары и Восточной Азии — наследие колониализма, трансатлантической работорговли и более позднего притока населения из Азии. Это история Латинской Америки, запечатленная в ДНК.
Что касается конверсо, то ДНК помогает больше узнать об истории, о которой сохранилось мало исторических источников. Испания не позволяла новообращенным и их непосредственным потомкам уезжать в колонии, поэтому они путешествовали тайно, используя фальшивые документы. «По очевидным причинам конверсо не особенно хотели рассказывать о себе», — говорит Дэвид Грейзборд, профессор иудаики из Аризонского университета. Это касается не только самих новообращенных, но и их потомков, которые всегда были католиками. Речь идет не просто о позорном клейме. «Это было все равно что сказать, что ты происходишь из евреев и на самом деле ты не настоящий христианин», — объясняет Грейзборд. Конверсо, которые хотели занять высокое положение в церкви или в армии, часто пытались скрыть свое происхождение.
Нынешние генетические данные дают основания предполагать, что конверсо — или люди, имевшие с ними общее происхождение, — приезжали в Америку в непропорционально больших количествах. Новообращенным, которые подвергались преследованиям дома, быстро растущие колонии Нового Света могли представляться шансом избежать опасности. Но испанская инквизиция действовала и в колониях. Например, тех, кого признали виновным в соблюдении еврейских обычаев в Мексике, сжигали на костре.
Чакон‑Дуке и его коллеги собрали воедино генетическую информацию, проанализировав образцы ДНК 6500 человек, проживающих в Бразилии, Чили, Колумбии, Мексике и Перу, и сравнив их с ДНК 2300 человек, живущих в других частях света. Почти у четверти латиноамериканцев оказалось 5% и более общих предков с людьми, населяющими Северную Африку и Восточное Средиземноморье, в том числе с теми, которые считают себя евреями‑сефардами. ДНК сама по себе не может доказать, что их предками были конверсо, но она соответствует историческим источникам. Модель распространенной, но небольшой доли североафриканских и восточносредиземноморских предков предполагает, что ее источник весьма древний и восходит к самому началу истории Новой Испании. Наоборот, следы более поздних волн эмиграции в Латинскую Америку из Италии и Германии в конце XIX века присутствуют в концентрированном виде у относительно небольшого числа людей в ограниченных географических областях.
Генетики также заметили в Латинской Америке редкие генетические заболевания, преобладающие у евреев. «Это не одно заболевание. Тут уже могут быть совпадения», — уверен Гарри Острер, генетик Медицинского колледжа им. Альберта Эйнштейна. В 2011 году Острер с коллегами решили изучить две популяции — в Эквадоре и Колорадо, — где отмечается неожиданно высокая частота двух мутаций, часто присутствующих у евреев. (Одна мутация находится в гене рака молочной железы BRCA1, а вторая вызывает разновидность карликовости, которая называется синдромом Ларона.) И действительно, у 53 человек, чьи образцы они изучили, оказалась довольно сильная примесь сефардских евреев. Благодаря развитию ДНК‑технологий Чакон Дуке и его коллеги смогли провести аналогичное исследование, но с участием тысяч людей.
Идея о евреях, тайно живших в Новом Свете, породила немало мифов. Некоторые из них совершенно фантастические, вроде слухов о том, что Христофор Колумб был тайным евреем, который искал убежища для своего народа. Atlantic уже публиковал в 2000 году материал об этих легендах, где говорилось, что похожие на иудейские обычаи «тайных евреев» Нью‑Мексико восходят к народным верованиям и обрядам Церкви Бога (христианская пятидесятническая церковь). ДНК показала, что предками многих жителей Латинской Америки и Юго‑Запада США были конверсо, оставив вопрос о том, что делать с этой информацией, потомкам конверсо.
К XVII веку, объясняет Грейзборд, большинство конверсо ассимилировались и утратили всякую связь с еврейскими обычаями. Сегодня многие из их потомков возвращаются к еврейской идентичности. Они вступают в еврейские генеалогические группы. Некоторые даже обращаются в иудаизм. Тесты ДНК тоже подогревают интерес. Нью‑йоркский политик Александрия Окасио‑Кортес, чья семья приехала из Пуэрто‑Рико, недавно рассказала о том, что у нее есть предки‑сефарды, на мероприятии в честь праздника Ханука.
До того как Чакон‑Дуке стал участником этого исследования в качестве ученого, он принял в нем участие, подав для анализа собственный образец ДНК. Ему, как и тысячам других добровольцев, было интересно собственное происхождение. Он вырос на северо‑западе Колумбии и слышал всякие истории. В тех местах существовал обычай резать свинью на праздники, и говорили, что нужно есть свинину публично, чтобы доказать, что ты не еврей. Эти и другие истории, передававшиеся из поколения в поколение, возбудили его интерес. Оказалось, что среди его предков тоже были конверсо. 
Оригинальная публикация: The Genetic Legacy of the Spanish Inquisition