трансляция

The Atlantic: Генетическое наследие испанской инквизиции

Сара Жанг 23 января 2019
Поделиться

В 1492 году, который известен всем как год, когда Колумб плыл по бескрайнему океану, в Испании было принято решение об изгнании из королевства всех евреев, исповедующих иудаизм. Евреев, которые не уехали — и не были убиты, — заставили принять католичество. Наряду с теми, кто обратился в ходе предшествующих погромов, эти люди стали известны как конверсо. По мере того как Испания расширяла свои владения в Америке, конверсо проникли и в колонии.

Всегда было известно о каких‑то людях в Латинской Америке, которые не ели свинины, зажигали свечи по пятницам и закрывали зеркала во время траура. Новое исследование, посвященное изучению ДНК тысяч латиноамериканцев, показало, что их генетическая связь с сефардскими евреями сильнее, чем считалось ранее, и превышает аналогичные показатели среди современного населения Испании и Португалии. «Мы немало удивились, увидев результаты», — говорит один из соавторов статьи, генетик Лондонского музея естественной истории Хуан‑Камило Чакон‑Дуке.

Это исследование представляет собой одно из наиболее полных генетических исследований латиноамериканцев в истории науки. У многих участников ученые обнаружили целый ряд генетических черт аборигенного населения Америки, Европы, Африки южнее Сахары и Восточной Азии — наследие колониализма, трансатлантической работорговли и более позднего притока населения из Азии. Это история Латинской Америки, запечатленная в ДНК.

Что касается конверсо, то ДНК помогает больше узнать об истории, о которой сохранилось мало исторических источников. Испания не позволяла новообращенным и их непосредственным потомкам уезжать в колонии, поэтому они путешествовали тайно, используя фальшивые документы. «По очевидным причинам конверсо не особенно хотели рассказывать о себе», — говорит Дэвид Грейзборд, профессор иудаики из Аризонского университета. Это касается не только самих новообращенных, но и их потомков, которые всегда были католиками. Речь идет не просто о позорном клейме. «Это было все равно что сказать, что ты происходишь из евреев и на самом деле ты не настоящий христианин», — объясняет Грейзборд. Конверсо, которые хотели занять высокое положение в церкви или в армии, часто пытались скрыть свое происхождение.

Нынешние генетические данные дают основания предполагать, что конверсо — или люди, имевшие с ними общее происхождение, — приезжали в Америку в непропорционально больших количествах. Новообращенным, которые подвергались преследованиям дома, быстро растущие колонии Нового Света могли представляться шансом избежать опасности. Но испанская инквизиция действовала и в колониях. Например, тех, кого признали виновным в соблюдении еврейских обычаев в Мексике, сжигали на костре.

Франсиско Риси. Аутодафе на площади Майор в Мадриде. 1683.

Чакон‑Дуке и его коллеги собрали воедино генетическую информацию, проанализировав образцы ДНК 6500 человек, проживающих в Бразилии, Чили, Колумбии, Мексике и Перу, и сравнив их с ДНК 2300 человек, живущих в других частях света. Почти у четверти латиноамериканцев оказалось 5% и более общих предков с людьми, населяющими Северную Африку и Восточное Средиземноморье, в том числе с теми, которые считают себя евреями‑сефардами. ДНК сама по себе не может доказать, что их предками были конверсо, но она соответствует историческим источникам. Модель распространенной, но небольшой доли североафриканских и восточносредиземноморских предков предполагает, что ее источник весьма древний и восходит к самому началу истории Новой Испании. Наоборот, следы более поздних волн эмиграции в Латинскую Америку из Италии и Германии в конце XIX века присутствуют в концентрированном виде у относительно небольшого числа людей в ограниченных географических областях.

Генетики также заметили в Латинской Америке редкие генетические заболевания, преобладающие у евреев. «Это не одно заболевание. Тут уже могут быть совпадения», — уверен Гарри Острер, генетик Медицинского колледжа им. Альберта Эйнштейна. В 2011 году Острер с коллегами решили изучить две популяции — в Эквадоре и Колорадо, — где отмечается неожиданно высокая частота двух мутаций, часто присутствующих у евреев. (Одна мутация находится в гене рака молочной железы BRCA1, а вторая вызывает разновидность карликовости, которая называется синдромом Ларона.) И действительно, у 53 человек, чьи образцы они изучили, оказалась довольно сильная примесь сефардских евреев. Благодаря развитию ДНК‑технологий Чакон Дуке и его коллеги смогли провести аналогичное исследование, но с участием тысяч людей.

Идея о евреях, тайно живших в Новом Свете, породила немало мифов. Некоторые из них совершенно фантастические, вроде слухов о том, что Христофор Колумб был тайным евреем, который искал убежища для своего народа. Atlantic уже публиковал в 2000 году материал об этих легендах, где говорилось, что похожие на иудейские обычаи «тайных евреев» Нью‑Мексико восходят к народным верованиям и обрядам Церкви Бога (христианская пятидесятническая церковь). ДНК показала, что предками многих жителей Латинской Америки и Юго‑Запада США были конверсо, оставив вопрос о том, что делать с этой информацией, потомкам конверсо.

К XVII веку, объясняет Грейзборд, большинство конверсо ассимилировались и утратили всякую связь с еврейскими обычаями. Сегодня многие из их потомков возвращаются к еврейской идентичности. Они вступают в еврейские генеалогические группы. Некоторые даже обращаются в иудаизм. Тесты ДНК тоже подогревают интерес. Нью‑йоркский политик Александрия Окасио‑Кортес, чья семья приехала из Пуэрто‑Рико, недавно рассказала о том, что у нее есть предки‑сефарды, на мероприятии в честь праздника Ханука.

До того как Чакон‑Дуке стал участником этого исследования в качестве ученого, он принял в нем участие, подав для анализа собственный образец ДНК. Ему, как и тысячам других добровольцев, было интересно собственное происхождение. Он вырос на северо‑западе Колумбии и слышал всякие истории. В тех местах существовал обычай резать свинью на праздники, и говорили, что нужно есть свинину публично, чтобы доказать, что ты не еврей. Эти и другие истории, передававшиеся из поколения в поколение, возбудили его интерес. Оказалось, что среди его предков тоже были конверсо. 

Оригинальная публикация: The Genetic Legacy of the Spanish Inquisition

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Возвращение конверсо

Почти два века спустя после казни последней жертвы инквизиции в 1826 году только начинает вырисовываться подлинная картина происходившего в этот зловещий период еврейской истории — благодаря растущей популярности соцсетей и онлайн‑сервисов по тестированию ДНК. Желающие могут теперь за небольшую сумму узнать важную генетическую информацию, а затем отправиться на форумы в Фейсбуке вроде Tracing the Tribe («В поисках племени») и там встретить себе подобных, ищущих связи с прошлым. Обнаружив свою генетическую связь с испанским еврейством XV века, эти люди ведут себя по‑разному.

Рождение ненависти

Антисемиты оказались перед последствиями реализации своих официально декларируемых мечтаний — ненавистные конкуренты не только не были устранены, но и, напротив, оказались почти неуязвимы, поскольку их вера перестала быть тем отличием, упирая на которое можно было требовать ограничения прав этих «новых христиан», и смогли активно проникать в государственный аппарат.