Голос в тишине. Т. V. РЕЦЕПТ ЦЕМАХА ЦЕДЕКА

Перевод и пересказ Якова Шехтера 1 февраля 2016
Поделиться

«И когда страстно захочешь есть…»

Дварим, недельная глава «Реэ»

 

Ребецн Ривка, невестка ребе Цемаха Цедека — жена его сына Шмуэля, будущего ребе Моараша, — тяжело заболела. Прошло две недели, и врачи подняли руки.

— Нет надежды, — постановил консилиум. — Увы, медицина бессильна.

— «И врач вылечит…» — ответил им ребе Цемах Цедек. — Так написано в книге «Шмот». Это значит, что с Небес врачам дано право исцелять больных. Право исцелять, но не право приговаривать к смерти.

Затем он вошел в комнату больной и приказал ей каждое утро, сразу после омовения рук, съедать большой кусок хлеба с маслом.

— Но разве можно есть хлеб перед молитвой? — удивилась ребецн Ривка.

— Смотри на это как на рецепт, — сказал ребе. — И пусть Всевышний продлит твои годы.

Спустя несколько дней больная почувствовала себя значительно лучше и перестала есть хлеб после омовения рук.

— Я быстро читаю утренние благословения, — объяснила она ребе, — быстро молюсь, а уже после спокойно ем хлеб.

— Не так, — улыбнулся Цемах Цедек. — Лучше сначала поесть, чтобы потом не спеша молиться, чем быстро молиться, чтобы после спокойно поесть.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Даешь другим — получаешь для себя

Если свободного времени мало, — скажем, лишь час в день, — что предпочесть? Самому учить Тору или обучать родных и близких? По мнению Ребе, когда говоришь о любви к ближнему, это означает: делай для других то, что хочешь, чтобы другие делали для тебя. Это основа еврейской жизни. Отсюда вывод: сколько времени я уделяю себе, своим знаниям, столько же должен дать другому.

Жизнь Авраама: под знаком веры. Недельная глава «Хаей Сара»

На еврейский народ обрушивались трагедии, которые подорвали бы силы любой другой нации, не оставив надежд на возрождение... Но еврейский народ, каким‑то образом находя в себе силы, скорбел и плакал, а затем поднимался и строил будущее. В этом уникальная сильная сторона евреев, а унаследована она от Авраама, как мы видим из нашей недельной главы

Еще о странностях и новаторстве раввинистического мышления

Талмуд объясняет, что, пока стоял Храм, существовал специальный священнический суд, занимавшийся заслушиванием свидетелей, видевших молодую луну. Свидетельствование перед этим судом было важной заповедью — разрешалось даже нарушить субботу, чтобы отправиться в Иерусалим и дать показания. При этом свидетели новолуния могли не только нарушить субботние пределы, то есть пройти расстояние больше того, которое разрешается проходить в шабат, но и брать с собой оружие для самообороны