Голос в тишине. Т. V. РЕЦЕПТ ЦЕМАХА ЦЕДЕКА

Перевод и пересказ Якова Шехтера 1 февраля 2016
Поделиться
Твитнуть
Поделиться

«И когда страстно захочешь есть…»

Дварим, недельная глава «Реэ»

 

Ребецн Ривка, невестка ребе Цемаха Цедека — жена его сына Шмуэля, будущего ребе Моараша, — тяжело заболела. Прошло две недели, и врачи подняли руки.

— Нет надежды, — постановил консилиум. — Увы, медицина бессильна.

— «И врач вылечит…» — ответил им ребе Цемах Цедек. — Так написано в книге «Шмот». Это значит, что с Небес врачам дано право исцелять больных. Право исцелять, но не право приговаривать к смерти.

Затем он вошел в комнату больной и приказал ей каждое утро, сразу после омовения рук, съедать большой кусок хлеба с маслом.

— Но разве можно есть хлеб перед молитвой? — удивилась ребецн Ривка.

— Смотри на это как на рецепт, — сказал ребе. — И пусть Всевышний продлит твои годы.

Спустя несколько дней больная почувствовала себя значительно лучше и перестала есть хлеб после омовения рук.

— Я быстро читаю утренние благословения, — объяснила она ребе, — быстро молюсь, а уже после спокойно ем хлеб.

— Не так, — улыбнулся Цемах Цедек. — Лучше сначала поесть, чтобы потом не спеша молиться, чем быстро молиться, чтобы после спокойно поесть.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться
Твитнуть
Поделиться

University of Cambridge: Рабби Йешаяу а‑Леви бен Мишаэль, шурин Маймонида, и два его сочинения

Рабби Йешаяу а‑Леви бен Мишаэль — один из малоизвестных персонажей еврейской средневековой науки. Его фигура начала приобретать определенные очертания благодаря находкам из Каирской генизы. Настоящее исследование добавляет несколько новых элементов к нашему пониманию еврейской интеллектуальной истории Средних веков

«Хумаш Коль Менахем»: Тонкий упрек со стороны Моше

И Моше, перечисляя «все места, где они гневили Бога», не упомянул Мару, поскольку там народ взбунтовался против его руководства, а не против Бога. Таким образом, хотя Моше считал уместным укорить еврейский народ за его грехи против Бога, он не стремился при этом защитить свою честь, упрекая народ за восстание против него.

«Хумаш Коль Менахем»: Книга Дварим

Бог помогает бааль тшува, даруя Божественное откровение его душе на подсознательном уровне. Это похоже на процесс произнесения книги Дварим: на уровне сознания это были собственные слова Моше, но на более глубоком уровне слова были плодом Божественного откровения. Упомянутое сходство между тшувой и книгой Дварим является внутренней причиной того, что книга определятся как «упрек», способный помочь человеку совершить тшуву