В последнее время мне все чаще приходится выслушивать жалобы от учителей и родителей: дети плохо себя ведут, никакого уважения к авторитетам, к взрослым. Иные родители еще и на учителей жалуются — дескать, придираются к детям, вместо того чтобы воздействовать лаской. А учителя, в свою очередь, недовольны родителями: попробуешь призвать ребенка к порядку, тут же папы‑мамы звонят директору школы и возмущаются!
На самом деле, конечно, виноваты не учителя, не родители и тем более не дети. Что‑то пошло не так в самой системе воспитания — точнее, в одобряемых обществом отношениях между учителем и учеником, родителями и детьми. Возможно, даже шире — в отношениях внутри общественного коллектива.
Как и в иных случаях, наши мудрецы такую проблему предвидели. Вот что говорит мишна: «Пусть честь твоего ученика будет тебе так же приятна, как твоя собственная, честь твоего товарища — как благоговение к учителю, а благоговение к учителю — как трепет перед Всевышним».
По сути дела, на примере отношений между учеником и учителем рассматривается вся совокупность общественных отношений человека: между родителями и детьми, между руководителем и подчиненными, между сотрудниками и партнерами. «Человек общественный», homo civis, вступает в отношения трех видов: с теми, кто находится на более низком уровне в общественной иерархии, с равными себе и с теми, кто является для него авторитетом. Мишна говорит: общайся с теми, кто ниже, так, как если бы они были тебе равны; с равными так, как если бы они были твоими учителями; а на учителя смотри как на Б‑га.
Понятно, что выстроить такую систему отношений непросто, особенно в нынешнем обществе, которое скромность, мягко говоря, не поощряет. Но приложенные усилия дадут благотворный результат. Причем не только для общества в целом, но прежде всего для человека, принявшего рекомендации мишны как руководство к действию.
Тот, кто относится к нижестоящему — ученику, ребенку, подчиненному — уважительно, как к самому себе, получает тройную пользу. Во‑первых, доброжелательное отношение: каждый человек ценит, когда к нему относятся лучше, чем он рассчитывал. Во‑вторых, когда видишь хорошие результаты у тех, кого воспитываешь или обучаешь, это поднимает самооценку: честь ученика действительно становится «приятна тебе», как сказано в мишне. В‑третьих, когда учишь кого‑то, то сам больше думаешь, поднимаешься выше. Один из мудрецов Талмуда — рабби Ханина говорил: «Я многому научился от учителей, еще больше от друзей, а больше всего — от учеников».
Так же оправданно относиться к равному, как будто это твой учитель. Ведь «равные» — вовсе не значит «одинаковые». Все люди разные, а значит, из двоих равных людей кто‑то обязательно сильнее в одной области, а кто‑то — в другой. «Кто мудр? — Тот, кто учится у каждого человека», — сказал царь Шломо, мудрейший из людей. Человек, демонстрирующий по отношению к своим товарищам уважение и готовность у них учиться — то, что мишна называет «благоговением к учителю», — получает от общения новые знания, приобретает богатый опыт, дружбу и уважение окружающих.
На первый взгляд требование мишны относиться к учителю как к Б‑гу выглядит несколько преувеличенным. Но имеет смысл вспомнить слова Торы: «…и Имя Б‑жье да наполнит <тебя> трепетом». Наши мудрецы так объясняют появление в этом месте союза «и»: сначала нужно научиться благоговеть перед тем, кто учит тебя — учителем, родителями, — лишь так можно научиться трепету перед Б‑гом. Чтобы в полной мере следовать в жизни высшему авторитету Б‑га и Торы, сперва надо научиться такому же благоговейному отношению к учителю, то есть к человеку, являющемуся авторитетом.
Итак, мишна учит нас строить отношения в обществе на основе отказа от высокомерия, в стремлении усваивать опыт окружающих людей, в готовности видеть в каждом его высокие качества — даже если речь о человеке, который в общественной иерархии стоит ниже тебя. При таком подходе «человек общественный» становится в полном смысле «человеком разумным», homo sapiens, по максимуму используя тот потенциал, который предоставил ему Б‑г. Он и сам получает пользу и радость — и окружающих делает лучше.
Невольно вспоминается история, которую в свое время рассказала мне бывшая ученица моей тещи — известного преподавателя, директора школы. Как‑то раз девочка проштрафилась: учительница выгнала ее из класса и отправила к директору. Девочка шла со страхом: уж если учительница выгнала из класса, то директриса наверняка выгонит из школы!.. А директор спокойно усадила ее в кресло, разломила пополам шоколадку — половина мне, половина тебе — и предложила вместе разобраться, что произошло и как исправить ситуацию. «Для меня это был урок на всю жизнь, — рассказывала мне эта женщина спустя много лет, — до сих пор, если возникает конфликт, я спрашиваю себя, как бы на моем месте поступила наша директор школы, и стараюсь делать, как она».