Проверено временем

Бобби Фишер. Последний ход короля

Вениамин Городецкий 17 января 2018
Поделиться

Десять лет назад ушел из жизни один из самых уникальных и неординарных шахматистов в истории – Роберт Джеймс Фишер.

Он родился в Чикаго 9 марта 1943 года. Отец – немец, биофизик, мать швейцарская еврейка – сестра милосердия и учительница. Регина Фишер училась в Ленинградском медицинском институте, но, не окончив, в 1941 году уехала с мужем в Америку. Она хорошо знала русский язык. Когда Бобби исполнилось два года, отец бросил семью, вернулся в Германию, а мать с детьми переехала в Бруклин. Помимо Бобби, у Регины была еще старшая дочь Джоан. Сестра научила играть в шахматы Фишера, когда ему было всего шесть лет. В Бобби сразу обнаружился природный дар к шахматам – игре, которой Лессинг дал замечательное определение: «Они слишком легки, чтобы считать их наукой, и слишком трудны, чтобы почитать за игру». Нужно отдать должное мальчику – он активно развивал свой талант. Фишер страшно не любил проигрывать, каждый проигрыш вызывал море слез. Но уже вскоре плакать ему пришлось меньше. А когда он превратился в полновесного, маститого шахматиста, его отношение к проигрышу и вовсе изменилось. В книге «Moи 60 памятных партий» Фишер учит, как не следует шахматисту бояться проигрывать. Великолепная память позволила Бобби изучить немецкий, русский, испанский… Иностранную шахматную литературу он читал большей частью в оригинале. Уже в 1957 году, в возрасте тринадцати лет, Роберт Фишер завоевал титул чемпиона США среди юниоров, а в четырнадцать – корону чемпиона США. В 1958 году, когда Фишеру было пятнадцать с половиной, он стал самым молодым в истории шахмат гроссмейстером, побив рекорд Бориса Спасского.

Мне довелось наблюдать за блиц-партиями, которые Фишер играл с Евгением Васюковым. Это было в Центральном шахматном клубе СССР на Гоголевском бульваре году то ли в 1957-м, а может, 1958-м. Кстати, в Москву юношу привезла его мать. В Америке в тот момент Бобби уже имел звание национального мастера. Игра с Васюковым шла примерно на равных. Во время игры Бобби сообщили, что ФИДЕ присвоила ему почетное звание международного мастера. Не отрываясь от шахматной игры, он серьезно спросил: а почему не гроссмейстера? Кстати, когда ему присвоили звание международного гроссмейстера, он бросил школу. Дома был грандскандал. В американской печати потом появились сообщения, будто бы Бобби пытался выгнать из дома мать… Но в печати о Бобби всегда что-либо выходило: он был яркой и неоднозначной фигурой, умевшей подогревать интерес к себе. Взять хотя бы известную историю, когда Фишер обратился с жалобой в Верховный суд на Самюэля Решевского, одного из сильнейших шахматистов мира, соблюдающего еврея, хасида.

Захватывающе интересны отборочные матчи с участием Фишера. Датчанин Бент Ларсен – очень сильный гроссмейстер: 5:0 в пользу Фишера. Матч с Марком Таймановым: 6:0. Завоевав право на матч с чемпионом мира Борисом Спасским, Фишер показал беспрецедентный результат во встречах с ведущими шахматистами мира: 85% очков.

Но мне все-таки кажется, что Фишер сыграл на высшем уровне лишь один матч – то была знаменитая игра в Рейкьявике со Спасским в 1972 году. Мир (и не только шахматный) получил тогда удовольствие высокого умственного накала. Чемпионский поединок против советского шахматиста Бориса Спасского Бобби Фишер начал со счета 0:2. Стартовую партию проиграл, выбрав рискованный вариант. Во второй ему было засчитано техническое поражение – американец на нее не вышел, затеяв спор о переносе игры из основного зала в одну из комнат за сценой. Спасский согласился и Бобби Фишер из девятнадцати партий выиграл семь, а проиграл только одну.

В 1990 году в Киеве малым тиражом вышла книга под названием «Бобби Фишер учит играть в шахматы». Первая часть книги написана известным гроссмейстером Эдуардом Гуфельдом и называется «Бобби Фишер – легенды и быль». Что во всем этом поражает? Созданный Фишером совершенно изумительный подход к обучению игре в шахматы. Полетный, свободный!.. Обычно игра проходит на доске, где каждое поле имеет свое определенное название, Фишер отказывается от этого. Специалисты считают, что его подход – это программирование. Во всяком случае, ни один самый лучший учебник или курс лекций по эффективности обучения не может быть сравним с подходом Фишера.

Еще в отрочестве он поражал окружающих не только скоростью просчета многоходовок, не только простым и чистым стилем игры, но и разного рода чудачествами. Одно из таких «ранних чудачеств», начавшееся с собирания нацистских реликвий, привело его к омерзительному антисемитизму. Однако я уверен, мир запомнит Фишера не как создателя «фаршированных» антисемитских бредней, а как великого непобежденного шахматиста.

(Опубликовано в №191, март 2008)

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Марк Тайманов. Между Евтерпой и Каиссой

Бывают люди, талантливые во всем, чья жизнь не вписывается в рамки представлений о человеческой биографии. За что бы они ни брались, всё у них спорится. Марк Евгеньевич Тайманов был из таких. Он с детства жил двумя параллельными жизнями – музыканта и шахматиста.

Письма о деловой жизни, достатке и заработке

Когда Он повелел жить согласно Торе и заповедям, Он дал нам возможность прожить в соответствии с этими требованиями в любых жизненных обстоятельствах, а также силы преодолеть все преграды. Это всего лишь вопрос желания и упорства каждого еврея, поскольку потенциально у него есть все необходимое, чтобы жить в соответствии с волей Всевышнего, Творца и Владыки мира.