17 декабря в Кремле на 16‑й церемонии вручения премии Федерации еврейских общин России «Скрипач на крыше» раздали 11 наград.
«Стало традицией, что мы собираемся здесь в дни Хануки», — начал свое выступление, открывая церемонию, главный раввин России Берл Лазар и тут же напомнил, как еще недавно люди опасались зажигать менору даже у себя дома. «Боялись, — продолжил раввин, — что скажет сосед. Сегодня быть евреем стало не стыдно, нечего стесняться…» И можно публично отмечать Хануку, добавили мысленно зрители, славить Маккавеев и в память о чуде, случившемся в 165 году до нашей эры в Иерусалиме, чествовать в зимней Москве героев наших дней.
Список лауреатов открыл предприниматель и известный коллекционер искусства еврейских художников, президент Европейского еврейского конгресса Вячеслав (Моше) Кантор. Награду ему присудили как благотворителю — за поддержку «маршей жизни», дающих возможность еврейской молодежи ежегодно посещать музейный комплекс лагеря смерти Аушвиц‑Биркенау. «В 2017 году больше тысячи молодых людей из России, стран СНГ и Прибалтики приехали в Освенцим», — объявил, вручая награду, президент ФЕОР Александр Борода.
Губернатор Смоленской области Алексей Островский получил своего «Скрипача…» как региональный руководитель — за вклад в развитие многонациональной культуры Смоленской области и содействие в создании еврейского музейного комплекса «Любавичи». В номинации «Общинная жизнь» награжден председатель еврейской общины Красноярска Юрий Лившиц. Телеведущий Алексей Бегак отмечен в номинации «Телевидение» — за программу «Правила жизни», которая последовательно знакомила зрителей телеканала «Культура» с еврейскими традициями.
Список награжденных селебритиз открыл режиссер Андрей Кончаловский, отмеченный за отображение трагедии Холокоста в фильме «Рай». За «Рай» его, кстати, наградили и на Венецианском кинофестивале.
Однако самыми бесспорными на церемонии выглядят решения жюри в «книжных» номинациях. Писатель Михаил Вайскопф получил премию за только что выпущенное издательством «Книжники» исследование «Между огненных стен. Книга об Исааке Бабеле» (номинация «Литература»), глава издательства «Corpus» Варвара Горностаева — за вклад в популяризацию еврейской литературы в России (номинация «Издательская деятельность»). Как справедливо заметил, вручая премию, глава департамента общественных связей ФЕОР Борух Горин, едва ли не каждая пятая книга, выходящая в издательстве «Corpus», имеет отношение к еврейству. Церемония удачно совпала с днем рождения созданного Горностаевой издательства — 17 декабря ему исполнилось девять лет.
Раввину Йосефу Менделевичу, в течение десятилетий боровшемуся за права советских евреев, вручили «Скрипача…» в номинации «Мужество». Режиссеру Сергею Широкову, поставившему в Новой опере «Пассажирку» Вайнберга, — в номинации «Театр». И автор постановки, и ведущие церемонии — посолидневшие до неузнаваемости Яна Чурикова и Валдис Пельш — называли композитора Моисеем. В довоенных, польских еще документах действительно стояло «Мойше», но в историю музыки он вошел все же как Мечислав Вайнберг, — и так он сам себя называл.
Пафосно прозвучало выступление Юрия Шерлинга, которого мы знаем как создателя первого в новейшей истории страны еврейского театра. Но наградили его как композитора — за ораторию «Исход».
Культурным событием года, по версии ФЕОР, стала новая экспозиция послевоенного зала в Еврейском музее и центре толерантности в Москве. Ян Визинберг, глава компании «Lorem Ipsum», разработавшей и реализовавшей экспозиционную концепцию, получил награду.
Готовя зрителей к важнейшей номинации — «Человек‑легенда», в которой в этом году награждалась президент ГМИИ им. А. С. Пушкина Ирина Антонова, устроители церемонии выпустили на сцену главную эстрадную «звезду» вечера Максима Галкина. Он завершал парад стенд‑апа, ставшего «фишкой» этой церемонии: до него выступали Семен Альтов, Дмитрий Романов, Александр Филиппенко, прочитавший бабелевский рассказ «Шабос — Нахаму».
И весь вечер на сцене был оркестр Петра Налича. У известного певца теперь свой оркестр, подобный утесовскому диксиленду, и пел Налич песни из альбома «Утесов» (см. Борис Барабанов. Ретро на раз), отчего церемония воспринималась еще и как часть промоутерской кампании. «У черного моря» и «Сердце» звучали в его исполнении ей‑богу не хуже, чем у Утесова, обеспечив церемонии единый стиль и достойный контекст.