Ноябрьский «Лехаим»
Вышел в свет ноябрьский номер альманаха «Лехаим». Альманах объединяет самые разные жанры – художественную прозу, критику, исторические эссе, политические очерки, обзоры.
Традиционная колонка главного редактора журнала Боруха Горина посвящена памяти ушедших в этом году знаменитых евреев — переводчиков, медиа-магнатов, а также лауреатам последней Нобелевской премии.
Первый раздел номера – «Академия» – посвящен изучению еврейской мысли на основе Торы. В этом номере публикуются письма Любавичского Ребе Менахема-Мендла Шнеерсона, посвященные таким темам как изучение Торы и зарабатывание денег. Письма, в частности, посвящены теме воздаяния, когда доброе дело и соблюдение заповедей возвращаются к человеку через успехи в бизнесе.
Главный раввин России Берл Лазар в своей статье выступает против деления людей на «победителей» и «лузеров», напоминая, что благодаря Всевышнему условия жизни любого человека могут изменится.
Очередной отрывок из многотомного труда знаменитого еврейского историка Сало У. Барона, посвящен развитию литургической поэзии у евреев в 6-7 вв.
Статья Марка Шапиро посвящена одному из самых известных и самых неординарных еврейских религиозных мыслителей первой половины ХХ века — Иосифу Розину, больше известному как «Рогачевер», и включает в себя малоизвестное интервью с Рогачевером, взятое у него в 1933 г.
Американский поэт и литературный критик Адам Кирш продолжает читать даф йоми – лист Талмуда каждый день – и делится размышлениями о прочитанном. На сей раз он исследует отношение мудрецов к обуви и женским украшениям, приходя к выводу, что «в патриархальных культурах женщины должны были ходить по острию ножа и дорога эта была узка и полна опасностей».
В этом разделе также публикуется продолжение работы еврейского философа и мистика первой половины ХХ века Гилеля Цейтлина «Основные направления в учении хасидизма».
Большой блок материалов посвящен событиям 1917 г. На круглом столе, который ведет Афанасий Мамедов, российские и израильские историки разбираются с мифом о 1917 как о «еврейской революции», показывая его полную искусственность и подчеркивая, что практически все еврейские партии выступили против захвата власти большевиками.
Пол Берман анализирует вариант альтернативной истории, когда у власти в России оказались бы не большевики, а меньшевики. Бенджамин Глэдстоун призывает не праздновать столетие декларации Бальфура, рассматривая ее «как нарушенное обещание, которое привело к смерти бесчисленного множества евреев». О декларации Бальфура пишет и Алекс Тарн, считая ее лишь одним из многих элементов большой дипломатической игры, затеянной Великобританией 100 лет назад ради власти над Ближним Востоком, элементом, который неожиданно вышел из под контроля своих создателей.
Раздел «Перекресток» открывает статья Сефа Дж.Францмана из Jerusalem Post. В ней разбирается новая «Большая игра» – на сей раз уже в наше время — с участием Саудовской Аравии, России, США и Израиля.
Зеев Хафец в статье, опубликованной в Bloomberg, разбирает реакцию израильской элиты на неуклюжие заявления президента США Д.Трампа о событиях в Шарлттсвилле.
Говард Джейкобсон в статье, первоначально вышедшей в New York Times, исследует отношения между сионистами и лейбористской партией в Великобритании, подчеркивая, что евреи отчаянно пытаясь добиться каких-то уступок от лейбористов пошли на заключение соглашения, которое начало разваливаться сразу же после его подписания.
Материал советника Всемирного еврейского конгресса Менахема С.Розензафта рисует широкую картину реабилитации пронацистского режима усташей в современной Хорватии, и подобных же режимов в странах Восточной Европы.
Под рубрикой «Об этом надо поговорить» идут небольшие заметки о некоторых событиях октября, «зацепивших» еврейские общины в России и в мире. Свои итоги месяца подводит и Лайел Лейбовиц.
Раздел «Парк культуры» открывается репортажем Ирины Мак о выставке «Некто 1917» в Третьяковской галерее на Крымском валу, посвященной искусству переломного в истории России года, а Ирина Кордонская описывает выставку «Каждому по свободе», открывшуюся в Еврейском музее и центре толерантности и рассказывающую об истории российских/советских евреев в революционные годы. В качестве дополнения к выставке «Лехаим» публикует ряд документов тех лет о закрытии еврейских организаций в 1919 г., подписанных Сталиным (тогда скромным наркомом по делам национальностей), просьбы московских еврейских организаций о регистрации и т.д.
Татьяна Ротштейн интервьюирует режиссера фильма «Фокстрот», награжденного на Венецианском кинофестивале, и вызвавшего нешуточную «культурную войну» у себя дома, Самуэля Маоза. Отвечая на обвинения в левизне израильского кино, тот замечает, что режиссерам во всем мире «интереснее драматические истории, человеческие конфликты, а не картины счастья, вечно улыбающиеся граждане и отчеты о победе страны».
Ричард Броди в своей статье, изначально опубликованной в New Yorker, рассказывает о новых фильмах режиссера Клода Ланцмана, еще раз поднимающих вопрос виновности нацистских палачей и невиновности жертв Холокоста, вне зависимости от того, как им пришлось выживать.
Кэтрин Хикли в статье в New York Times разбирает многолетнюю историю попыток властей Мюнхена не возвращать владельцам конфискованную нацистами картину Густава Клее «Легенда болот».
Лари Лакснер из Times of Israel, в своей статье описывает фильм «Забытые драгоценности Кубы», рассказывающий историю спасения от Холокоста 6000 бельгийских евреев — огранщиков алмазов и их семей. А Генри Лизиа из Alaska Public Media описывает открывшуюся в Анкоридже выставку, посвященную неосуществившемуся плану по превращению Аляски в убежище для евреев.
Раздел «Библиотека» открывается исследованием Алекса Тарна о стихотворных и прозаических колонках Натана Альтермана, печатавшихся в газете «Давар» с 1943 по 1967 гг.
Также в разделе публикуются рассказы прозаика Авроома Рейзена из сборника «Такие люди были раньше», рассказ Цви Прейгерзона «Машиах бен Давид», продолжение «Майс от Абраши» раввина Натана Вершубского, оказавшегося в 1980-х в тюрьме по ложному обвинению, рецензия Адама Кирша на книгу эссе троцкиста Исаака Дойчера о еврействе, размышления трех еврейских писателей и одного автора комиксов, живущих в США о том, каково это — быть евреем и американцем.
Завершает журнал раздел «Кадиш» в котором опубликован некролог литератору и переводчику Рафаилу Нудельману, много лет сотрудничавшему с издательством «Книжники».