полнолуние

Каббалисты XVI–XVII веков. Цфат и Иерусалим

Йерахмиэль Тиллес 19 октября 2017
Поделиться

Продолжение. Начало в № 26, 8–9 (298–302, 304–305)

В издательстве «Книжники» только что вышел сборник р. Тиллеса о великих каббалистах, хасидских наставниках и еврейских героях разных эпох. Для этого увлекательного чтения, нередко апеллирующего к мистике иудаизма, мы открыли новую рубрику и предлагаем читателям журнала первыми ознакомиться со сборником «Ночь на исходе субботы, полнолуние».

11. Двойное лечение

Время и место действия: Восточная Европа, вторая половина XVIII века.

Биографическая справка

Рабби Элимелех из Лиженска (5477 — 21 адара 5547 [1717 — март 1787]) — один из ближайших учеников Магида из Межерича, преемника Бешта, и наиболее влиятельный из ребе следующего поколения, действовавших в Польше и Галиции. Многие великие хасидские династии были основаны его учениками. Его книга «Ноам Элимелех» является одним из самых популярных хасидских сочинений.

Рабби Зуся из Антополя (Анаполя) (ум. 2 швата 5560 [январь, 1800]) также был одним из ближайших учеников Магида. Внешне простодушный, однако несомненно вдохновляемый свыше, реб Зуся стал одним из наиболее известных и любимых хасидских героев. Вместе со своим знаменитым братом, рабби Элимелехом из Лиженска, реб Зуся, руководствуясь эзотерическими соображениями, много лет провел в «изгнании», странствуя из местечка в местечко.

История может быть увязана

— с недельной главой «Бешалах», Шмот, 15:26: «И сказал: если ты будешь слушаться гласа Г‑спода, Б‑га твоего, и угодное пред очами Его делать будешь, и внимать будешь заповедям Его, и соблюдать все законы Его, то ни одной из болезней, которые Я навел на Египет, не наведу на тебя, ибо Я Г‑сподь, целитель твой»;

— с рош ходеш (новомесячьем) месяца ияр (на иврите ияр можно прочесть как аббревиатуру первых букв стиха «Я Г‑сподь, целитель твой»);

— с 21 адара — йорцайтом рабби Элимелеха из Лиженска;

— с 2 швата (две недели до Ту би‑шват) — йорцайтом рабби Зуси из Антополя.

Основные темы: изучение Торы, исцеление.

Дополнительные темы: Б‑жественное озарение, как становятся хасидами, матери.

Титульная страница комментария к Пятикнижию Элимелеха из Лиженска «Приязнь Элимелеха»

 

Двойное лечение

Известный знаток Торы рабби Симха из Бурбака Не удалось идентифицировать этот населенный пункт. — Примеч. перев.
, упомянутый в «При мегадим» «При мегадим» («Лакомый плод») — комментарий к «Шульхан арух», написанный галицийским талмудистом р. Йосефом Теомимом (1727–1792). — Примеч. перев. , как‑то тяжело заболел. Поскольку он принципиально не верил в хасидских цадиков, его мать без его ведома отправилась к прославленному святому ребе, рабби Элимелеху из Лиженска, чтобы попросить благословение на выздоровление сына. Ребе сказал ей, чтобы она не волновалась: с Б‑жьей помощью сын поправится.

Цадик также сказал женщине, что, вернувшись домой, она увидит, что сыну стало хуже. Вскоре после этого владелец местечка устроит большой прием, на который приглашены три знаменитых доктора из города Лемберга. Ей нужно будет попросить всех троих осмотреть ее сына. Осмотрев ее сына, они увидят, как он слаб, и скажут, что надежды на выздоровление нет, — однако она не должна отчаиваться.

Когда доктора уйдут и окажутся на рыночной площади, продолжал рабби Элимелех, один из врачей споткнется. Коллеги помогут ему встать, и в этот момент один из них внезапно вспомнит лекарство, которое поможет умирающему знатоку Торы.

Врач вернется к ней и выпишет рецепт на лекарство. Когда она даст его сыну, его состояние сразу же улучшится, и вскоре он будет совершенно здоров. Как только он выздоровеет, закончил ребе, он должен будет незамедлительно поехать к цадику рабби Зусе из Антополя, брату рабби Элимелеха.

Женщина вернулась домой, и все произошло именно так, как предсказал святой ребе, вплоть до мельчайших деталей. Когда раввин выздоровел, мать рассказала ему обо всем, что произошло. Рабби Симха был очень тронут, но сказал, что перед тем, как ехать в Антополь, им с матерью следует отправиться в Лиженск и поблагодарить рабби Элимелеха.

Вскоре они отправились в путь. Как только рабби Элимелех их увидел, он тут же спросил, исполнили ли они его предписание поехать к его брату. Рабби Симха и его мать ответили, что Антополь очень далеко, а недавний больной, который только‑только встал на ноги, еще слишком слаб для такой поездки.

Через некоторое время рабби Симха отправился в Антополь. Когда он прибыл в местечко, какой‑то человек подошел к нему прямо на улице и сказал:

— Симха, у меня нет гостей на субботу, не хочешь ли ты стать моим гостем, чтобы вместе провести этот священный день?

Рабби Симха удивился, откуда этот человек мог знать имя приезжего, прибывшего издалека. Но он с радостью принял приглашение, и они расстались. Увидев проходившего мимо подростка, рабби Симха спросил, кто тот человек, с которым он только что беседовал.

— Это же наш ребе! — ответил мальчик.

Естественно, раввин был очень доволен, что сразу же встретил рабби Зусю, и отправился к нему домой.

Когда они вошли в дом, ребе повернулся к нему и сказал:

— Симха, ты уже прочел нынешнюю недельную главу? Нет? Тогда бери Пятикнижие, садись и читай!

После этого ребе позвал его с собой в микву, велев окунуться, пока он, рабби Зуся, будет еще в воде. Раввин скрупулезно все исполнил. Когда они оделись и вышли, рабби Зуся спросил:

— Симха, возникают ли у тебя трудности во время изучения Торы?

…Когда Симха вернулся на постоялый двор, он погрузился в учебу и решил просмотреть все места в Талмуде и у ришоним (больших авторитетов), которые, несмотря на все усилия, оставались для него непонятными. Неожиданно он понял, что все трудности разрешились, так что у него практически не осталось вопросов, на которые он не мог ответить.

Думаю, не нужно объяснять, что прославленный талмудист рабби Симха стал после этого верным последователем рабби Зуси из Антополя.

Источник: история написана по материалам книги «Сипурей цадиким» («Рассказы о праведниках») рабби Йосефа Зевина. 

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Каббалисты XVI–XVII веков. Цфат и Иерусалим

Проплутав несколько часов, моэль с грустью осознал, что никак не попадет домой до начала субботы. Через некоторое время он увидел вдалеке огонек. Устремившись к нему, моэль увидел избушку. А войдя внутрь, он с удивлением обнаружил там десять евреев в праздничных одеждах, которые только что приступили к вечерней субботней молитве...

Каббалисты XVI–XVII веков. Цфат и Иерусалим

Через много лет, когда множество хасидов стекалось в синагогу своего святого ребе, рабби Ицхака‑Айзика из Калива, он иногда рассказывал, какой долгий путь проделал с тех пор, когда был простым козопасом. Он также любил рассказывать о своей любимой мелодии, которую постоянно наигрывал на своей пастушеской дудочке, «Песне о лесе и розе», которая оказалась священной мелодией, много веков пребывавшей в плену.

Каббалисты XVI–XVII веков. Цфат и Иерусалим

«Желающий обрести мудрость пусть обратится к югу, а желающий разбогатеть пусть обратится к северу. И вот знак: стол — на севере, а менора — на юге» . А теперь я спрошу тебя: что делать тому, кто хочет быть и мудрым, и богатым? Ведь между севером и югом — огромное расстояние. Если же человек сделает себя ничем, он станет духовной сущностью. А поскольку духовные сущности не занимают места и не ограничены законами пространства, они могут быть сразу и там и там.