Университет: Опыт,

Голос

Аркадий Ковельман 16 июня 2015
Поделиться

Я рассказал бы, если бы у меня хватило голоса, только о такой жизни, своей и общей, какой я вижу ее — в ее болезни, угловатости, в ее угрозах, корчах, в ее неразрешенности, в ее ущемлении, различая лишь на самом глубоком дне притаившиеся обещания, невнятный шепот ее надежд и осколки полупризрачного уюта.

Иван Игнатов (Д. Е. Максимов). Письмо Анне Андреевне Ахматовой на тот [footnote text=’Я благодарен Виктории Мочаловой, приславшей мне текст Максимова.’]свет[/footnote]

 

Эдвард Мунк. Крик. 1893. Музей Мунка. Осло

Эдвард Мунк. Крик. 1893. Музей Мунка. Осло

Мне не хватает голоса. И не голоса, вовне звучащего, а того, что внутри меня. Голос нельзя удержать, он уходит, как остывает мертвое тело. Чтобы оживить его, кровь должна выступить из‑под ногтей. Как это случалось с мудрецом Равой, который «сидел и учил услышанное, подложив пальцы рук под ступни. И когда придавливал он пальцы, то из них сочилась кровь» (Шабат, 88а).

У Джойса в великом романе «Улисс» Польди Блум, сын еврея и ирландки‑алкоголички, слышит голос отца: «Бедный папа читает мне, бывало, свою Агаду справа налево, водит пальцем по строчкам, Песах. Через год в Иерусалиме. О Б‑же, Б‑же! Вся эта длинная история об исходе из земли Египетской и в дом рабства, аллилуйя. Шма Исраэль Ад‑най Э‑лоэйну… Нет, это другая. Потом о двенадцати братьях, сыновьях Иакова. И потом ягненок и кошка и собака, и палка, и вода, и мясник. А потом ангел смерти убивает мясника, а тот убивает быка, а собака убивает кошку. <…> Каждый пожирает всех, кого может. В конечном счете такова и есть жизнь».

Здесь все напутано. Ангел смерти убьет мясника, а Б‑г убьет ангела смерти, так что все кончится хорошо, как в тяжелом роке писателя Захара Прилепина. Это такая «сборная махновская веселая песня» о бесах, которым Захар выжжет глазницы. У бесов есть своя территория, но они лезут в чужие дела. «Ваше поражение есть мое достижение», — голосит писатель. Представляются черепа в отвалах Освенцима с выжженными глазницами. У них не было своей территории, но они лезли в чужие дела. Эта песня хорошо ложится сверху на плачущий тенор Градского: «Как молоды мы были, / Как искренне любили, / Как верили в себя!» Под кроватью лежит зарезанная козочка, купленная отцом за два зуза.

«Шма Исраэль Ад‑най Э‑лоэйну Ад‑най эхад!» — звучит в черепе Блума голос отца. «Слушай, Израиль, Г‑сподь Б‑г наш, Г‑сподь единый! И люби Г‑спода, Б‑га твоего, всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем достоянием твоим» (Дварим, 6:4‑5). Нужно растягивать звук, удлиняя слово эхад — «един». Ученик рабби Меира Сумхос говорил: «Всякий, удлиняющий слово един, — удлиняют ему дни и годы его» (Брахот, 13б). Удлиняют — только не в этом мире, а в Мире грядущем, который весь долог. А в этом мире — укорачивают. Как это было с рабби Акивой.

Когда повели рабби Акиву на казнь, было время чтения «Шма». Железными крючьями терзали тело рабби Акивы, а он принимал иго Небес. «Учитель наш, настолько?!» — воскликнули его ученики. «Всю жизнь сокрушался я, читая “всей душою твоею”, даже когда Он берет твою душу. Думал, когда же смогу исполнить сказанное? Неужели теперь, когда это стало возможным, откажусь?» И так долго произносил он слово «един», что на этом слове отлетела душа его. Сошла с небес Дочь Голоса и сказала: «Блажен ты, рабби Акива, ведь душа твоя отлетела именно тогда, когда ты читал это слово». Воскликнули ангелы служения перед Святым, благословен Он: «Такова Тора и такова плата за нее?! “Умерщвляют руки Твои, Г‑споди, умерщвляют” (Теилим, 16:14)». Ответил Он: «Удел их — жизнь» (там же). Сошла с небес Дочь Голоса и сказала: «Блажен ты, рабби Акива, что приглашен для жизни в Будущем мире» (Брахот, 61б). Дочь Голоса — эхо Гласа Б‑жия, который звучал пророкам, пока не было отнято пророчество у Израиля.

Это легко — принимать иго Небес. Достаточно прочесть «Шма» и исполнить. «Итак, Израиль, чего требует от тебя Г‑сподь, Б‑г твой? Того только, чтобы ты боялся Г‑спода, Б‑га твоего, ходил всеми путями Его, и любил Его, и служил Г‑споду, Б‑гу твоему, от всего сердца твоего и от всей души твоей» (Дварим, 10:12). Иисус подтверждает: «Возьмите иго мое на себя и научитесь от меня, ибо я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго мое надежно и бремя мое легко». На кресте Иисус не читал «Шма», как рабби Акива, а вопил стихами Псалма (22:2): «Или, Или! Лама савахфани?», то есть: «Б‑же мой, Б‑же мой! Для чего Ты меня оставил?» И воплями своими ввел в заблуждение стоявших поблизости, тех, кто не знал арамейского. Они говорили: «Этот зовет Илью». Они не поняли языка слабости и отчаяния: «Далеки от спасения моего слова вопля моего. Б‑же мой! Я вопию днем — и Ты не внемлешь мне, ночью — и нет мне успокоения» (21:2‑3).

Все это обветшало и устарело. О кротости ли речь? Песня должна поднимать дух, будить мужское начало, а заодно и начало женское. Слишком много квазислюнявого, квазидоброго развелось. «Я этого не хочу уже больше», — говорит Захар Прилепин. Он следует выводу Блума: «Каждый пожирает всех, кого может. В конечном счете такова и есть жизнь». Старая пасхальная песня о козочке за два зуза, истолкованная на ницшеанский манер. Право сильного быть сильным, пока ангел смерти не убьет мясника, а Б‑г не убьет ангела смерти.

Это суперпроект «Голос». Он продолжается которую сотню лет. Я участвую в нем по мере сил, но мне не хватает голоса. Я рассказал бы, если бы у меня хватило голоса, только о такой жизни, своей и общей, какой я вижу ее — в ее болезни, угловатости, в ее угрозах, корчах, в ее неразрешенности, в ее ущемлении, различая лишь на самом глубоком дне притаившиеся обещания, невнятный шепот ее надежд и осколки полупризрачного уюта.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Сбывшееся благословение. На всю оставшуюся жизнь

Мог ли простой мальчик из местечка, учивший в подполье хасидут и мечтавший о встрече с Ребе, — хотя бы на несколько минут, — представить себе, что он будет редактировать язык его речей, делать его как можно более понятным простым хасидам! Ребе сказал, что прекратил бы говорить свои речи, если бы знал, что он болен?! Большей награды, большего счастья он уже не мог удостоиться.

На их плечах: Сара Рафаэлова

Мнение нашей семьи о событиях в стране определял и формировал отец Шимшон. Будучи глубоко верующим человеком, все обсуждения он завершал словами: «Им (властям) не отпущено много времени. Геула (избавление) близка, мы должны продолжать делать свое дело — служить Б‑гу».

Недельная глава «Эмор». Двоякость еврейского времени

В иудаизме время — незаменимая среда духовно‑религиозной жизни. Но у еврейского понимания времени есть особенность, незаслуженно обойденная вниманием: двоякость, пронизывающая всю его темпоральную структуру... В иудаизме время — нечто и историческое, и природное. Да, звучит неожиданно, парадоксально. Но воистину великолепно, что иудаизм отказывается упрощать богатую многослойность времени: часы тикают, цветок растет, тело дряхлеет, а человеческая мысль проникает все глубже.