Рисуя Библию

Ирина Буланова 7 апреля 2015
Поделиться

В столичной галерее «Артефакт» на Пречистенке прошла выставка израильского художника Мордехая Липкина, погибшего в 1993 году от рук террористов и сегодня благодаря своим работам ненадолго вернувшегося в Москву.

Мордехай Липкин. Письмо (из серии «Связь времен»). 1992. Фонд памяти художника Мордехая Липкина

Мордехай Липкин. Письмо (из серии «Связь времен»). 1992. Фонд памяти художника Мордехая Липкина

Выставка невелика: около 20 вещей, только живопись на еврейские темы. Жаль, что не привезли графику — если судить по каталогу, изданному друзьями художника несколько лет назад, она превосходна. Но в любом случае о персональной выставке в Москве Мордехай (Матвей) Липкин, пожалуй, и мечтать не мог. В том числе потому, что всегда чувствовал себя именно еврейским художником — для человека его поколения (Липкин родился в 1954 году) это большая редкость.

В отличие от старшего поколения советских еврейских художников — таких как Григорий Ингер или Анатолий Каплан, — Липкин не был человеком из штетла, он был стопроцентным москвичом и в жизни, и в творчестве, и то еврейское, что есть в его картинах, родом совсем не из местечек. Это не наследие бабушки, певшей колыбельную на идише, это скорее ближневосточное, попытка передать изобразительными средствами Библию, иудейскую традицию, герои его полотен больше напоминают силуэты вавилонских рельефов.

Свой художественный язык Липкин нашел рано — он ведь и погиб 38‑летним, а еврейским художником стал еще здесь, в Москве. Об этом вспоминала на вернисаже известный искусствовед Софья Черняк, в прошлом — художественный редактор журнала «Совьетиш Геймланд», единственного в СССР периодического издания на идише: «Мотя пришел в наш журнал вместе с другом, художником Мишей Гимейном, не будучи уверенным, что мы будем печатать его работы. Потому что мы публиковали работы Шагала, Липшица, Мане‑Каца… Он пришел на разведку. Мы поговорили. Мотя мне очень понравился — был тихий, ненахальный. Потом они пришли еще раз, принесли много работ, я выбрала четыре. Это были замечательные вещи, выполненные с большим колористическим вкусом. Я в них усматриваю традицию живописного еврейского искусства, мне он немного напоминает Мане‑Каца. Что для меня в Моте было особенно ценно, это то, что в 1980‑х годах, когда было не очень удобно, не популярно заниматься еврейским искусством и многие зрелые художники не осмеливались показывать свои работы на еврейскую тему, он показывал и занимался этим. Потому что это был порыв, это была его суть…»

«Заповедь цицит», «Иерусалим», «Месяц адар», «Песнь Песней» — это все о Библии и еврейской жизни, которой автор жил сначала в Москве, а потом в селении Алон‑Швут под Иерусалимом, где Мотя Липкин, его жена Илана и их дети стали третьей русскоязычной семьей. Об этом пишет в предисловии к выставочному каталогу председатель кнессета Юлий Эдельштейн — они были близкими друзьями: «Это был человек, который постоянно стремился познать мир и поделиться знаниями — посредством своих картин».

Выставку устроил Российский еврейский конгресс совместно с Еврейским агентством («Сохнут»), и провести ее предполагалось в одном из еврейских центров, в которых теперь нет недостатка в Москве. Так бы и случилось, если бы не хозяйка галереи «Веллум» Любовь Агафонова, которая много занималась творчеством еврейских художников и здесь выступила в роли куратора. Как сказал председатель РЕК Юрий Каннер, она «забрала выставку себе».

И мы о том не пожалели.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

«Потерянное зеркало: евреи и конверсо в средние века»: история антисемитизма в Испании в произведениях искусства 

Это первая крупная выставка, посвященная тому, как средневековое испанское искусство способствовало разжиганию антисемитизма еще за два столетия до изгнания евреев с Пиренейского полуострова. «Потерянное зеркало» показывает, как Римская католическая церковь, а затем и инквизиция формировали христианскую идентичность в Испании времен средневековья и раннего Возрождения, в значительной мере основанную на демонизации евреев.

«Неразумный человек»: об истории Пинхаса Рутенберга

Это был человек, который в результате электрифицировал всю Палестину, построив огромную гидроэлектростанцию на реке Иордан, к югу от озера Кинерет, а также ряд дизельных электростанций в Тель-Авиве и других местах... В нем определенно было что-то демоническое, и его бэкграунд русского революционера и убийцы не способствовал его делу. Он ведь планировал убийство Ленина и Троцкого, прежде чем сбежать в Палестину в 1919 году, и в Великобритании ему никто никаких рекомендаций не давал.

«Надо рисовать так, чтобы было видно, что это сделано евреем!»

Весна в Еврейском музее и центре толерантности началась с открытия новой выставки. «Еврейский авангард. Шагал, Альтман, Штеренберг и другие» рассказывает о ярком и коротком, как вспышка, периоде существования объединения «Культур‑Лига» и демонстрирует свыше сотни живописных и графических произведений из десятка музеев