6 июля, после 26 лет судебных разбирательств завершилась самая длительная в истории Германии реституционная битва за произведение искусства, конфискованное нацистами. Потомки владельцев получат компенсацию за шедевр Пауля Клее, некогда экспроприированный нацистами как предмет «дегенеративного искусства».
Приводя самые разнообразные доводы, власти Мюнхена десятилетиями отказывались вернуть картину Клее «Легенда болот» — полотно, напоминающее картину из сновидения, где абстрактное соседствует с «наивными» изображениями окон, деревьев и крестов.
Наконец, после многих лет политического давления, городские власти Мюнхена согласились с решением суда: мюнхенская Городская галерея в доме Ленбаха (Ленбаххаус) сохранит картину за собой, а потомкам первоначальной владелицы, немецкого искусствоведа, будет возмещена рыночная стоимость картины.
«Решать вопрос о праве собственности в суде было унизительно, к тому же судебный процесс тянулся непростительно долго», — сказал адвокат Гуннар Шнабель, представитель наследников — внуков и правнуков — владелицы картины, искусствоведа Софии Лисицкой‑Кюпперс.
Директор Городской галереи в доме Ленбаха Матиас Мюлинг считает достигнутое соглашение свидетельством прогресса.
«Перипетии судьбы этого произведения искусства на протяжении последних 26 лет свидетельствуют об изменении менталитета. Перемены коснулись не только музеев, но и юридического подхода в целом и наших представлений о праве и правосудии. Законное и правильное не всегда совпадают. Это судебное решение — важнейшее достижение для нашего музея. Это не просто выдающееся полотно Пауля Клее. В нем заключена вся история ХХ века».
По мнению некоторых экспертов, затянувшийся спор о праве собственности на «Легенду болот» прямо указывает на определенное сопротивление и нежелание властей и организаций Баварии возмещать убытки за конфискованные нацистами произведения искусства. В марте потомки еврейского арт‑дилера Альфреда Флехтхайма подали в суд на правительство федеральной земли Бавария и потребовали возвращения восьми незаконно изъятых полотен, среди которых –произведение Василия Кандинского «Пестрая жизнь», находящееся в Городской галерее в доме Ленбаха.
«Большое количество произведений искусства, конфискованных нацистами, находится в Баварии, которой предстоит сделать еще очень многое в отношении прозрачности, установления происхождения произведений искусства и их реституции», — заявляет Анна Вебер, возглавляющая Европейскую комиссию по конфискованным культурным ценностям.
Власти Баварии находят такую критику несправедливой.
«Министерство культуры Баварии, а также государственные музеи и другие учреждения готовы проводить экспертные исследования для установления происхождения произведений искусства во исправление несправедливости, учиненной в годы нацизма», — заявил Людвиг Шпенле, министр образования, науки и искусства Баварии, после того, как было достигнуто очередное соглашение с потомками владельцев еврейского происхождения.
Картина Клее «Легенда болот» была написана в 1919 году, когда художник жил в Мюнхене. Считается, что первый муж Софии Шнайдер‑Кюпперс, Пауль Кюпперс, приобрел картину прямо у художника. Кюпперс умер от туберкулеза в 1922 году, а в 1926 году его вдова уехала в Советский Союз, где год спустя вышла замуж за русского художника‑конструктивиста Эля Лисицкого и стала Софьей Лисицкой‑Кюпперс. Перед отъездом она передала свою коллекцию произведений искусства — одну скульптуру и 16 полотен, среди которых были полотна Василия Кандинского, Пита Мондриана и Фернана Леже, а также «Легенда болот» и еще две картины Пауля Клее — на временное хранение в Ганноверский провинциальный музей.
Эти произведения искусства вместе с другими 20000 работ были конфискованы из коллекций музеев Германии как предметы «дегенеративного искусства». Министр пропаганды Йозеф Геббельс обрушил на авангардное искусство, чуждое, непонятное и опасное для нацизма и потому признанное «дегенеративным», кампанию, исполненную ненависти и яда. Именно над «Легендой болот» глумились на выставке «Дегенеративное искусство», открытой в Мюнхене в 1937 году, как над произведением болезненного и воспаленного сознания «умалишенного».
На выставке полотно купил Хильдебранд Гурлитт, один из четырех арт‑дилеров, которым было разрешено торговать конфискованным модернистским искусством, столь ненавидимым нацистами. В доме его сына Корнелиуса Гурлитта в 2012 году при обыске была обнаружена тайная коллекция живописи модернистов.
След «Легенды болот» затерялся до 1962 года, когда она была продана с аукциона в Кельне. Сменив владельцев еще дважды, полотно наконец было совместно приобретено городскими властями Мюнхена и Фондом Габриэле Мюнтер в 1982 году.
После войны Лисицкая‑Кюпперс пыталась вернуть свою коллекцию, но усилия ее были тщетны. В сталинские годы ее сослали в Сибирь за немецкое происхождение, и в 1978 году она умерла в Новосибирске в полной нищете.
С 1992 года ее дети и внуки предпринимали попытки вернуть «Легенду болот». В 1993 году они проиграли дело: власти Мюнхена утверждали, что, поскольку об экспроприации картины нацистами не было известно ранее, город и фонд являются «добросовестными приобретателями» и имеют полное право оставить картину за собой. Суд решил, что музей купил картину на законных основаниях.
Но в 1998 году Германия подписала так называемые Вашингтонские принципы — международное соглашение о реституции, обязавшее государственные музеи приходить к «справедливым» решениям по вопросам прав собственности с потомками первоначальных владельцев произведений искусства, конфискованных нацистами. Мюнхен утверждал, что эти принципы применимы только к предметам искусства, конфискованным у еврейских семей, а не ко всем произведениям, изъятым в процессе борьбы с «дегенеративным искусством».
В течение последующих лет министры культуры Германии один за другим призывали Мюнхен пересмотреть свои позиции, перестать сопротивляться и вернуть картину. В 2009 году министр культуры Германии Бернд Нойман сообщил мэру Мюнхена Кристиану Удэ, что следит за развитием спора «с растущей тревогой», и предложил вместо того, чтобы волочить дело по судам, передать его в ведение правительственной комиссии Лимбаха, созданной для разрешения спорных вопросов о реституции произведений искусства, конфискованных нацистами, из государственных коллекций. Мэр отказался от предложения министра.
По словам адвоката Гуннара Шнабеля, городские власти Мюнхена в конце концов согласились начать переговоры благодаря тому, что в последние годы суды стали все чаще выносить решения в пользу потомков владельцев. Решающим аргументом в суде, объясняет адвокат, стали нацистские документы, обнаруженные исследователем, нанятым потомками. Документы доказывают, что нацисты собирались вернуть произведения искусства, конфискованные у иностранных владельцев в то время, когда эти произведения находились на хранении в музеях. В своей записке, датированной 17 сентября 1938 года, Гофман, член комиссии по реализации конфискованных произведений «дегенеративного искусства», причислил картины из коллекции Лисицкой‑Кюпперс к списку произведений, подлежащих возврату первоначальным владельцам.
Не так давно Фонд Габриэле Мюнтер, Художественный фонд Эрнста фон Сименса и Культурный фонд федеральных земель Германии предложили свою помощь в возмещении стоимости произведений искусства потомкам их владельцев.
В соответствии с соглашением о конфиденциальности, точная сумма, выплаченная наследникам Лисицкой‑Кюпперс в качестве компенсации стоимости картины, не разглашается.
Суд также постановил, что, где бы ни выставлялась картина «Легенда болот», ее должна сопровождать табличка с именами всех владельцев. Конфискация картины нацистами также должна быть упомянута в обязательном порядке.
Оригинальная публикация: After 26 Years, Munich Settles Case Over a Klee Looted by the Nazis