Еще посмотрим

Моше Нинио. Стеклянная клетка Эйхмана

Алексей Мокроусов 18 ноября 2016
Поделиться

Моше Нинио

Париж, Музей искусства и истории иудазима, до 29.1.2017

Премию Меритье основала друг парижского музея, дочь художника Мишеля Кикоина, она присуждается раз в два года. Выставка ее нового лауреата, 63‑летнего художника из Тель‑Авива Моше Нинио, скромна по количеству работ — их всего две, но не по их качеству. Обе отсылают к 1960‑м годам, одна посвящена стеклянной клетке, в которой во время процесса 1961 года находился Адольф Эйхман, другая — выступлению пять лет спустя израильской певицы Эстер Офарим на немецком телевидении, где она исполнила песню «Morgen ist alles vorbei» («Завтра все закончится»). На родине тогда разгорелся нешуточный скандал, немецко‑израильские отношения были еще далеки от совершенства.

Моше Нинио Стекло II. 2012.

 

Свидетельства

Москва, Музей современного искусства «Гараж», до 5.2.2017

Выставка объединила графику трех художников — Франсиско Гойи, Сергея Эйзенштейна и нашего современника Роберто Лонго, который восхищается и вдохновляется искусством двух своих предшественников. 43 хранящихся в РГАЛИ рисунка Эйзенштейна выставляются впервые.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Венеция, евреи и Европа

Само слово «гетто» появилось благодаря Венеции, оно возникло в Каннареджо, где прежде лили пушки — на итальянском gettare означает «лить металл», а getto — «отливка». Жизнь и деятельность гетто, которое во многом было издательским лидером Старого Света, воссозданы при помощи архитектурных эскизов и редких книг, архивных документов и предметов культа, а также неизбежной на таких выставках живописи. Беллини и Карпаччо, Балла и Шагал…

Евреи в ЮАР живут 175 лет

Достаточно сказать, что в Йоханнесбурге сегодня около 50 синагог и девять еврейских школ. С момента основания города в 1886 году евреи стабильно составляли здесь около 10 процентов населения, сейчас их тут более 55 тыс. человек, больше половины всех южноафриканских евреев.

Герман Гессе и евреи

В 1941 году, обсуждая выбор имени для внука, Гессе писал: «Я не хочу вмешиваться, но все‑таки хочу напомнить, что ветхозаветные имена, как Давид и т. п., могут сегодня осложнить жизнь ребенку. Есть, правда, забавным образом, и противоположные случаи, когда имя с еврейским звучанием приносило пользу нееврею. Я знал по крайней мере одного эмигранта, у которого не было ни капли еврейской крови, но его звали Давид, и он долгое время получал поддержку от одной еврейской кассы взаимопомощи».