Письма о деловой жизни, достатке и заработке
12 нисана 5734 (4 апреля 1974)
<…> Я полностью согласен с мнением Вашего зятя, о котором Вы упомянули в своем письме, тем более что он врач. Мне кажется, самое лучшее, что можно сделать для Вашего сына , — это найти ему работу.
Хочу лишь добавить (я уверен, что Ваш зять с этим согласится), что, с учетом того, что для Вашего сына это будет означать изменение привычного образа жизни на некоторое время, было бы хорошо, чтобы на первом этапе работа соответствовала двум условиям. Во‑первых, не нужно возлагать на него слишком большую ответственность, чтобы это его не испугало и не обескуражило. Во‑вторых, расписание должно быть достаточно жестким, чтобы он привыкал к рутине и размеренной жизни, что, как мне кажется, является главным в данном случае.
Если такая работа покажется ему ниже его достоинства, нужно объяснить ему ее временность и сказать, что это только начало, только первый шаг карьеры. Все знают, что здесь, в Америке, люди, достигшие вершины, гордятся тем, что начали свое восхождение с самой нижней ступени лестницы.
После того как он привыкнет к частичной занятости (несколько часов в неделю), возможно, он сможет работать полдня, а со временем и на полную ставку. <…>
11 кислева 5735 (25 ноября 1975)
<…> Что касается рискованного предприятия, о котором Вы пишете, — очевидно, что как влияющие на ситуацию общие условия, так и конкретные обстоятельства, о которых Вы упомянули в своем письме, относятся к числу тех, что время от времени меняются. Разумеется, это, как Вы и пишете, является причиной проблем с финансированием. В любом случае следующий шаг, судя по всему, от Вас не зависит, и, кажется, нет вариантов, из которых Вы могли бы выбирать.
Я могу дать Вам единственный совет, который может показаться мистическим, однако он рожден из опыта и доказал свою практичность. Я имею в виду принцип, согласно которому каждый еврей связан с Источником мудрости, а потому может обрести мудрость и разумение и в мирских делах, что помогает ему решать, что делать и чего не делать касательно бизнеса и т. д.
Не нужно долго объяснять, что, укрепляя связь с Источником высшей мудрости и разумения, т. е. соблюдая заповеди, которые Творец дал в Торе, человек обретает мудрость, как сказано: «Храните же и исполняйте, ибо это мудрость ваша и разум ваш пред глазами народов, которые, услышав обо всех этих уставах, скажут: как мудр и разумен народ, этот великий народ» (Дварим, 4:6).
Как уже было сказано, на первый взгляд совет приложить усилия, чтобы ревностнее и старательнее соблюдать заповеди, поскольку это поможет принимать правильные решения, носит мистический характер. Однако если взглянуть на это с практической точки зрения, то мы знаем, что во всех важных делах результата можно достичь лишь определенными мерами. И если опыт свидетельствует, что некие действия в подавляющем большинстве случаев дают искомый результат, то не так уж важно, понимаем мы или нет, почему так получается, а важно, что это «работает».
Все это в полной мере относится к евреям и их преданности Торе на протяжении веков. Вся наша многовековая история свидетельствует, что благосостояние еврейского народа в целом, равно как благополучие отдельных евреев, тесно связано с соблюдением Торы и заповедей в повседневной жизни. И хотя Тору и заповеди нужно соблюдать ради них самих, как повеления Творца, мы знаем, что они являются каналами и «сосудами» для получения и удержания благословения Всевышнего и преуспевания в мирских делах.
P. S. Поскольку Вы адвокат, хочу привести еще одно соображение, которое Вам, несомненно, хорошо знакомо. Когда дело касается судебной тяжбы, лучшие и наиболее веские аргументы — судебные прецеденты по аналогичным делам. В этом случае не нужно анализировать и обсуждать судебный вердикт, поскольку он говорит сам за себя. <…>