Книжные новинки

Рассказ о последнем раввине

Семен Чарный 1 ноября 2016
Поделиться

Династия Медалье

Составитель Илья Васильев
М.: Еврейский музей и центр толерантности, 2014. — 120 с.

Вышедшая под редакцией историка Ильи Васильева в Еврейском музее и центре толерантности книга посвящена знаменитой раввинской династии, наиболее известным представителем которой был главный раввин Москвы Шмарьяу‑Йеуда‑Лейб Медалье, погибший в ходе большого террора в 1938 году. Он и является главным героем книги.

 

В предисловии, написанном главным раввином России Берлом Лазаром, отмечается, что главной «виной» р. Медалье было его стремление сохранить советских евреев евреями. «Сотни и тысячи евреев сохранили связь со своим народом благодаря ему», — подчеркивает главный раввин России. Главный ашкеназский раввин Давид Лау в своем предисловии сравнивает рава Медалье с праотцом евреев Авраамом, отмечая, что оба они всегда были готовы действовать и всегда, невзирая ни на какие обстоятельства, оставались «преданными солдатами Г‑спода».

Биографию Медалье подробно разбирает в своей статье «Путь праведника» российский историк Юрий Снопов. Он показывает Медалье как типичного selfmademan — человека, поднявшегося в элиту российского еврейства благодаря своим способностям. Попутно мы узнаем о попытках создания «русского лобби» в «Агудат Исраэль», об активности различных еврейских партий после февральской революции 1917 года. Приход к власти большевиков сначала не меняет картину. Однако после резкого выступления Медалье в январе 1921‑го на проходившем в Витебске суде над хедерами (эта речь под заголовком «Евреи! Спасайте Тору!» приведена в приложении) отношение властей к раввину резко изменяется — там, где раньше говорилось о достижениях и влиянии, теперь идет речь о гонениях и переездах. Причем в 1920‑х большевики предпочитают не мараться самим, а действовать через конкурирующих раввинов, предоставляя им больше полномочий в ущерб Медалье. В итоге из родного Витебска ему пришлось переехать в Тулу, а потом в Москву. По мнению Юрия Снопова, арест Медалье, виднейшего руководителя советских религиозных евреев, в условиях большого террора был неминуем.

Причинам ареста Медалье посвящена и статья Геннадия Костырченко, много лет плодотворно занимающегося темой отношения советских властей к евреям. Он связывает этот арест с «делом “Агро‑Джойнта”», в рамках которого были арестованы все советские сотрудники этой организации, помогавшей осуществиться расселению евреев на земле. Помимо контактов с американцами Медалье собирались также инкриминировать контакты с шестым Любавичским Ребе. На основании архивных материалов историк показывает, что в 1937 году готовилось большое «хасидское дело». Причем изначально его размах был гораздо большим, однако, поскольку основной канал связи с Ребе находился в Ленинграде, почти всю силу удара от этого дела приняла на себя ленинградская община последователей Хабада, а в Москве число жертв оказалось значительно меньше. Но, как печально замечает Костырченко, «даже такой ценой было невозможно спасти Медалье и тех руководителей МЕРО (Московской еврейской религиозной общины. — С. Ч.), кого на Лубянке обрекли на заклание».

Статья Светланы Богдановой посвящена предкам и потомкам Медалье. Она разбирает семейную легенду о происхождении семьи от наполеоновского солдата и отвергает ее, справедливо указывая, что уже в переписи 1827 года есть несколько семей Медалье в разных местечках Литвы, что явно не могло произойти за 15 лет, прошедших с момента войны с Наполеоном. Автор также подробно рассказывает о сыновьях и дочерях р. Медалье. Среди прочего выясняется, что сталинский террор задел не только главу семьи, но и одного из его сыновей (р. Моше Медалье был расстрелян), а еще двое — р. Авраам Медалье и зять Меир Рабинович — попали в лагерь и ссылку. При этом, несмотря на то что в СССР раввины уже не относились к элите, большинство браков, заключенных потомками Ш.‑Й.‑Л. Медалье, относилось к той же среде, что ломает стереотипное представление о потомках раввинов как о людях, стремившихся максимально раствориться в общей массе советских людей и забыть о своих предках. Здесь же было наоборот: именно усилиями потомков Медалье был, в частности, сохранен семейный архив. Совершенно фантастически смотрится биография Гилеля Медалье, чудом выскользнувшего из СССР в начале 1930‑х и получившего рыцарское звание от королевы Елизаветы II.

Для того чтобы атмосфера, в которой жили раввины в дореволюционный период, была понятнее, Лариса Москаленко рассматривает нормативные акты, освещавшие статус раввинов, — от упоминаний в «Положении о евреях» 1804 года до принятого в начале ХХ века порядка выборов раввинов и их помощников. В статье директора витебского Музея Шагала Людмилы Хмелевской рассказывается о жизни р. Медалье в Витебске в 1910–1920‑х, когда город называли второй еврейской столицей Белоруссии.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

От Раши до Блюмкина

На ярмарке немало говорили о кризисе книгоиздания в России: тиражи падают, количество наименований сокращается, ассортимент все беднее. В ярмарочной программе год от года все меньше книжных мероприятий и все больше мастер‑классов по макраме и плетению из бересты. И все же хорошие книги купить еще можно, и с ММКВЯ, как и обещал герой Стругацких, никто не уйдет обиженным.

Анна Франк и другие

Познакомившись с книгой Франсин Проуз, мы понимаем: то, что мы считали пройденным материалом, в действительности сложнее, чем казалось; то, что мы, по выражению Синтии Озик в эссе «Кому принадлежит Анна Франк?», принимали за знание, «варясь в соку собственной наивности», оказывается набором мнений и убеждений, часто навязанных нам.