Слово раввина

По праву и по справедливости

Берл Лазар 10 мая 2017
Поделиться

Центральная проблема человеческого бытия в наше время — это проблема прав человека. Президенты, министры, законодатели — все в один голос убеждают, что действуют в интересах прав человека (иначе за них никто не проголосует). Экономическая политика, социальная политика, даже культурная политика — все ставят права человека во главу угла. Существует и особая группа людей, «правозащитники»: одни ведут борьбу за права женщин, другие за права заключенных, третьи за права мигрантов… И это замечательно. Одно «но»: нет единого понимания этих самых прав! Нынче ведь многие убеждены, что человек имеет право делать почти все, что хочет, а кто‑то и террористов готов оправдать, поскольку те, дескать, прибегают к насилию ради «неотъемлемых прав»!

Наши мудрецы традиционно рассматривали проблематику прав человека в общем контексте свободы выбора. Вот что говорит мишна: «Все дано под залог, над всем живущим раскинута ловчая сеть. Лавка открыта, и продавец отпускает в долг; книга долгов открыта, и рука все записывает. Кто хочет, может прийти и взять. Но сборщики ежедневно обходят всех и взимают с каждого — с ведома его или нет. У них есть на то все основания, суд является судом праведным, и все готово для трапезы».

Иными словами, Б‑г дарует нам практически все авансом. «Продавец», Б‑г, дает нам в долг, надеясь, что мы, со своей стороны, этот долг вернем, что‑то сделаем для Него.

Есть притча о состоятельном хасиде, который хотел помочь бедняку, постоянно жаловавшемуся на жизнь. И вот он предложил ему сделку: «Одолжу тебе утром сто рублей — с условием, что вечером ты мне принесешь десять». Бедняк опасается взять деньги: он уверен, что где‑то здесь кроется подвох. А богач ему объясняет: он просто хочет показать пример, как Б‑г дает в долг каждому из нас. Он дает 24 часа в сутки — а мы должны вернуть час‑другой на службу Ему. Он предлагает вещи бесценные — жизнь, любовь, процветание, — а просит учить Тору, правильно воспитывать детей, помогать тем, кому трудно…

Казалось бы, любой человек должен радоваться такой выгодной сделке. Но, увы, «над всем живущим раскинута ловчая сеть». Эта сеть — соблазны мира и наша собственная слабость, нередко заставляющая этим соблазнам поддаваться и совершать неправильные поступки. Попадешь в такую сеть — выбраться на свободу будет очень трудно! Но «лавка открыта»: Б‑г даровал нам свободу выбора, единственным из всех Его творений. То есть мы свободны попасть в сеть или отвергнуть соблазн: «Кто хочет, может прийти и взять».

Это наше право, но это и наша ответственность: за каждым нашим поступком стоят те или иные последствия, прежде всего для нас самих. «Книга долгов открыта — рука все записывает». Если человек, не дай Б‑г, выбрал зло, ему придется за это расплачиваться: «Сборщики ежедневно обходят всех и взимают с каждого». Необязательно расплата последует сразу же, она может прийти спустя годы: Б‑г дает нам достаточное время, чтобы исправить недостатки. В результате частенько человек действительно «не ведает», за что наказал его Г‑сподь, — но это потому, что либо он просто не осознал, что поступил плохо, либо забыл свой неправильный поступок, который привел к наказанию.

Мы можем забыть, а Б‑г все помнит. У каждого наказания «есть все основания». И суд Его «является судом праведным», можете не сомневаться. Это, кстати, выводит нас на проблему справедливости, тесным образом связанную с проблемой прав человека. Раз все наши права даются нам Б‑гом, то и справедливость может быть только от Б‑га. Недаром в нашем святом языке, языке Торы, для обозначения справедливости используется слово «цедек», буквально означающее «праведность». А быть праведным — это значит делать то, что правильно с точки зрения Б‑га, чего Б‑г от тебя хочет. Любые другие представления о «справедливости» субъективны: каждый считает «справедливым» то, что ему хорошо, — а это далеко не всегда хорошо другим.

Б‑г все равно поступит с каждым из нас справедливо, так что только от нас зависит, будет ли эта справедливость в нашу пользу. Надо все время помнить, что мы живем благодаря Б‑гу, поэтому справедливо делать то, что Он считает правильным. Наше дело в этом мире, главное наше человеческое право — «готовить все к трапезе», то есть к тому, что ожидает нас в Мире грядущем. Собственно, все, что мы делаем здесь, готовит нашу участь там.

Для этого придется потрудиться: в конце концов, даже когда семья готовится к обычной субботней трапезе, приходится выполнять множество заданий, делать кучу дел. Но разве не стоит постараться в нашей короткой жизни, чтобы заработать для своей бессмертной души хорошее место на праздничной трапезе, которая будет длиться вечно? 

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Делай что должен — и будь что будет

Если человек считает, что в рамках существующей системы он бессилен, лишен свободы выбора, у него возникает желание всю систему «разрушить до основанья». Мы в России не хотим повторения пройденного. Но тогда остается главный вопрос: что я могу?

Любить Б-га — ​значит любить человека

Все мы, разумеется, за справедливость, за права угнетенных, за толерантность к другим взглядам, другим культурам и обычаям. Но никакие возвышенные идеи не могут служить оправданием убийства. Где начинается кровь, там толерантность заканчивается. Убийца должен быть безжалостно изъят из человеческого сообщества.

Мишна для информационного века

Мы чувствуем, что на коммуникацию уходит все больше времени, а пользы, пожалуй, не слишком много… Обращаемся к нашим мудрецам за советом — и с удивлением обнаруживаем, что им эта проблема была знакома почти две тысячи лет назад, когда никаких технических средств передачи информации не было и в помине.