Еще посмотрим

Венеция, евреи и Европа

Алексей Мокроусов 30 сентября 2016
Поделиться

Венеция, евреи и Европа. 1516–2016

Венеция, Дворец дожей, до 13.11

500‑летний юбилей еврейского гетто в Венеции город отмечает большой выставкой, посвященной не только его собственным отношениям с еврейской общиной и ее ролью в жизни республики, но и связям венецианских евреев с Италией и всем континентом.

Само слово «гетто» появилось благодаря Венеции, оно возникло в Каннареджо, где прежде лили пушки — на итальянском gettare означает «лить металл», а getto — «отливка» (см.: Алексей Мокроусов. Венеция и гетто). Жизнь и деятельность гетто, которое во многом было издательским лидером Старого Света, воссозданы при помощи архитектурных эскизов и редких книг, архивных документов и предметов культа, а также неизбежной на таких выставках живописи. Беллини и Карпаччо, Балла и Шагал… Последний, например, представлен «Раввином №2» (1914–1922) из Международной галереи современного искусства в венецианском Ка’Пезаро, а Карпаччо — портретом 75‑го дожа Лоренцо Лоредано (как раз при нем и возникло гетто).

План дома в гетто в разрезе. Рисунок Джорджио Фоссати. 1778

Выставка рассматривает разные проблемы, от многоязычия гетто и места женщины в еврейской культуре до финансовых историй и особой роли Наполеона в «открытии врат и ассимиляции» (так называется одна из глав англоязычного каталога). Экспонаты отбирали из почти трех десятков итальянских собраний, а также Лувра, музея Безансона, коллекции еврейского искусства и предметов быта И. Л. Магнеса в Беркли, Национальной библиотеки Израиля в Иерусалиме.

Среди выставленного — хранящийся в венецианском палаццо Мочениго парохет, вытканный в Италии второй половины XVI века, и еврейский брачный контракт, заключенный в понедельник 14 нисана 5483 года (1723 по христианскому календарю; хранится в венецианском музее Коррер).

Армения по Мандельштаму. Фотографии Армении начала ХХ века

Санкт‑Петербург, Выставочный зал РОСФОТО, до 10.10

В год 125‑летия Мандельштама художественный проект объединил образы памятников армянской архитектуры и образы поэтического цикла «Армения».

В выставочном зале Парадного корпуса на Большой Морской, 35 представлено около 80 отпечатков со стеклянных негативов из собрания ереванского Музея истории Армении. Фотографии памятников Западной и Восточной Армении IV–XVII веков сделаны в начале ХХ столетия в древних армянских столицах Ани и Ван сотрудниками археологических экспедиций Императорской Археологической комиссии. В состав экспедиций под руководством академика Н. Я. Марра входили, в частности, фотографы Ованес Кюркчян, Арам и Ара Вруйры.

Ван. Урартская крепостная стена, IX–VIII века до н. э. Фотография Ары Вруйра. 1916
КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Еврейский круг Петрова-Водкина

Карьера, как почти у всех учеников Петрова‑Водкина, не задалась — шедевры вроде оперы «Джанни Скикки», к которой Эрбштейн делал костюмы, на сцене так и не появились (единственное исключение — «Дон Паскуале» в Малом оперном театре, 1931), зато приходилось оформлять оперу Арсения Гладковского «Фронт и тыл» об обороне Петрограда от войск Юденича. Эрбштейн сам участвовал в тех боях. Каково же ему было слушать звучавшее с подмостков «Ну что ж, настал наш час, мы перед смертью не виляем. / Сегодня вы убьете нас, а завтра мы вас расстреляем!»

Еврейский Пратер: пути к удовольствию

Австрийская столица отмечает множеством выставок 250‑летие Пратера, всемирно знаменитого венского парка. Еврейский музей рассказывает о Пратере из своей перспективы. По соседству с парком располагается Леопольдштадт, в его окрестностях существовало гетто Унтерер Верд, после отмены запрета на проживание в Вене евреи селились здесь с 1625 года. А с 1850‑го еврейские выходцы из разных уголков Австро‑Венгрии стали обосновываться в этих местах особенно активно, потому в районе образовалось множество еврейских театров и т. н. «жаргонных сцен».