В очереди к самовару
Московская международная книжная выставка‑ярмарка давно перестала быть сколько‑нибудь значимым литературным и культурным событием. При этом статус главного книжного события года она сохраняет. Публика, заполняющая ярмарочный павильон, из раза в раз раскупает испытанные бестселлеры: «101 способ похудеть», «102 способа соблазнить девушку», «103 рецепта приготовления шашлыка», «104 модные стрижки для вашей болонки» и прочие «Настольные книги стервы». На ура идут переселение душ, Шамбала и каббала‑лайт от Лайтмана. Традиционно пользуются спросом и политики — чем фриковатее, тем бестселлернее.
В этом году политический тренд — в патриотическом изводе, разумеется — забил все остальные. Стенд Совета ветеранов Донбасса, «Система боевая русская СБОР», многотомные мемуары ветеранов ГРУ, знаменитый исследователь славянских рун Валерий Чудинов привычно рассказывает о русской основе китайской письменности, Изборский клуб представляет лапти 2.0 с ядерной боеголовкой — через пять минут прогулки по залу в глазах начинало рябить, в ушах шуметь. Картина маслом на одном из стендов: Константинов, Аксенов и Чалый подписывают с Путиным акт о присоединении Крыма к России; с небес на этот совет да любовь умиленно взирают то ли Екатерина с Потемкиным, то ли сонм небесных сил бесплотных. Рядом симпатичный японец продает свою книжку «Новое послание ангела‑хранителя президента Путина». Большой кусок павильона отведен под «Славянский книжный праздник»: на стенде Хорватии путеводитель, самоучитель и книга про подосиновики, невесть как попавший в компанию к братьям‑славянам Узбекистан представлен Евангелием, на стендах Болгарии и Молдовы — пусто. На стенде России всего одна книга, зато в пять рядов, сверху донизу: «Род президента В. В. Путина». Автор, конечно, тоже Путин, только Александр Михайлович. Вертишь головой в поисках слогана «Два Путина по цене одного», но не находишь.
- Евгений Сатановский
- У стенда Союза русскоязычных писателей Израиля
- Виктор Шендерович
Книг на европейских языках минимум. Известных европейских писателей столько же. Специальным гостем ярмарки должна была стать Польша, но поляки не приехали. Зато приехали Куба, Туркменистан и Иран. А также «Донецкая» «народная» «республика» и Крым.
На крымском стенде бросается в глаза монография Михаила Кизилова «Крымская Иудея» (2011). Но в целом «еврейское присутствие» на ярмарке почти неощутимо — особенно на фоне насыщенных программ нескольколетней давности, когда и на ММКВЯ, и на «non/fiction» впору было говорить о «еврейском засилье». Презентации книги воспоминаний Александра Подрабинека «Диссиденты» (см.: Михаил Майков. И прищурившись, как Клинт Иствуд… // Лехаим. 2014. № 1) и биографии Виктора Шкловского работы Владимира Березина (см.: Владимир Березин. Правильный авантюрист // Лехаим. 2013. № 10), автограф‑сессия Виктора Шендеровича — события, в которых при желании можно, конечно, найти еврейский акцент, но объективно скорее «пограничные». Из более дистиллированных продуктов в наличии разве что встреча с автором книги «Шла бы ты… Заметки о национальной идее» Евгением Сатановским (издательство «Эксмо») — согласимся, не слишком много на пять дней ярмарки.
Впрочем, были еще книги и альманахи на стенде Союза русскоязычных писателей Израиля, несколько заметных новинок от «Книжников»: роман «Цемах Атлас (Ешива)» Хаима Граде, роман «Древняя религия» Дэвида Мэмета, монография Майкла Станиславского о евреях в эпоху Николая I, исследование Шэя Дж. Д. Коэна «От Маккавеев до Мишны». Несколько интересных книг: биография Бегина, двухтомник Алека Эпштейна «Ближайшие союзники? Подлинная история американо‑израильских отношений», фундаментальный сборник статей разных авторов о кенаанитах (славяноязычном субэтносе предположительно смешанного хазарско‑еврейского происхождения) — вышло за последние месяцы и в издательстве «Мосты культуры/Гешарим», но оно на ярмарке представлено не было. Отсутствовал и Израильский культурный центр, ставший за последние годы привычной частью ярмарочного пейзажа…
- Евгений Сатановский
- У стенда Союза русскоязычных писателей Израиля
- Виктор Шендерович
И все же политика политикой, но и вечные ценности не сдают позиций. Толпа у прилавка с Шендеровичем, толпа у донбасского стенда — и вдруг и оттуда, и оттуда люди начинают интенсивно перетекать куда‑то в третье место и в результате плотно окружают стенд «Эксмо». Начинается презентация нового романа Дарьи Донцовой «Самовар с шампанским». Кажется, у классика это называлось «тезис — антитезис — синтез».
The Free Press: Дэвид Мэмет: «Том Стоппард и я»
Стоппард и его история





