Название праздника
При чтении Мегилат Эстер возникает несколько вопросов, и первый из них касается самого названия праздника Пурим. Согласно Мегилат Эстер, название праздника происходит от слова пур («жребий») и является его множественным числом. Слово пур – нееврейское, на иврите «жребий» – это гораль, и можно спросить, почему праздник не получил название на иврите с тем же смыслом, например горалот («жребии»)? Ведь все иные праздники имеют еврейские названия. Кроме того, название праздника должно быть связано с победой и спасением евреев от Амана, а название Пурим («жребии») указывает на противоположное этому, напоминая о жребии, который бросал Аман, чтобы погубить евреев.
Известно также, что во всей Мегилат Эстер ни одного раза не упоминается Имя Всевышнего. На иврите Свиток Эстер называется Мегилат Эстер. Имя «Эстер» созвучно слову гэстер («сокрытие»), и имеется в виду то, что Б‑жественное присутствие скрыто в этом мире. А слово мегила созвучно слову гилуй («раскрытие», «обнаружение», «проявление»). В самом названии Свитка Эстер мы видим сочетание противоположностей: сокрытие и проявление, и то же можно сказать и о празднике Пурим. Он назван по нееврейскому слову, смысл которого имеет отношение к постановлению Амана об уничтожении евреев, и это указывает на связь праздника с сокрытием. Но с другой стороны, дни Пурима являются днями пиршества и неограниченного веселья, намного большего, чем в другие праздники.
Это станет понятным, если мы рассмотрим события, описанные в Мегилат Эстер. Когда Мордехай узнал о постановлении об истреблении евреев, он первым делом возложил на себя вретище и пепел и так шел по городу. Он призвал всех евреев раскаяться и только после этого передал Эстер, чтобы та шла к царю просить за евреев. Эстер также, перед тем как пойти к царю, сначала передала Мордехаю, чтобы он собрал всех евреев и объявил трехдневный пост, и сообщила, что и она будет поститься. Отметим, что перед тем как войти к царю, Эстер должна была хорошо выглядеть, и кажется странным, что она решила поститься три дня, так как согласно естественному порядку вещей пост не способствует хорошему внешнему виду.
Объяснение этому таково: Мордехай и Эстер знали, что постановление об истреблении евреев было вынесено не из-за естественного хода событий, а из-за грехов нашего народа. И так как нельзя отменить следствие (постановление) все время, пока не отменена причина (плохие поступки), первыми действиями Мордехая и Эстер были призыв евреев к раскаянию и объявление поста. Раскаяться евреи должны были в первую очередь в том, что они пили и ели на пиру у Ахашвероша, и за это они должны были поститься. Когда благодаря их раскаянию была отменена эта подлинная причина указа Амана, Эстер пошла к Ахашверошу, чтобы евреи сделали что-то согласно естественному порядку вещей. Это было только внешней стороной, чтобы у спасения Свыше был естественный вид, но причиной происходившего далее были раскаяние и пост.
Когда приходит беда, есть те, кто считает, что первым и основным действием должны быть усилия, приложенные в рамках естественного, но согласно тому, что мы учим из Мегилат Эстер, первым действием должно быть усиление нашей связи со Всевышним посредством раскаяния, изучения Его Торы и исполнения Его заповедей. И только после этого нужно искать «природную оболочку» для спасения.
Можно выдвинуть довод, что этот принцип актуален только во время открытого проявления Творца, но во время сокрытия Б‑жественного присутствия влияние на материальные аспекты передано по воле Всевышнего законам природы. На это можно ответить, что и во время чуда Пурима евреи были в изгнании, и это положение осталось и после чуда, но, несмотря на это, спасение пришло благодаря трехдневному посту – возвращению евреев ко Всевышнему.
И в этом смысл того, что праздник Пурим назван персидским словом, а в Мегилат Эстер не упомянуто Имя Создателя. Тот факт, что евреи не подвержены влиянию законов природы, относится не только к духовным аспектам или к их отношениям друг с другом, но и к отношениям евреев с неевреями. И тогда, когда еврей вынужден говорить с неевреем на персидском языке, и тогда, когда нееврей будет строить козни против него («бросать жребий»), и тогда, когда есть сокрытие Б‑жественного присутствия, – еврей должен знать, что его судьбу определяетТот, Который выше, чем законы природы. Когда еврей читает Мегилат Эстер, он понимает, что сокрытие не мешает проявлению Высшей святости, и это является причиной радости.
А то, что название праздника Пурим – слово во множественном числе, указывает на два «жребия»: жребий Амана и жребий евреев.
Суть греха евреев в дни Ахашвероша
Согласно мнению, приведенному в Талмуде (Мегила, 12а), евреям полагалась гибель за то, что они получали удовольствие от трапезы на пиру у злодея Ахашвероша. Если речь идет о том, что евреи ели пищу, которую им запрещено есть, то можно спросить: неужели этот грех настолько серьезен, что они должны были погибнуть из-за этого? Есть объяснение, что Ахашверош устроил пир в честь отмены работ по восстановлению Храма, и каждый, кто получал удовольствие от этого пира, показывал, что он рад разрушению Святилища. Но так как постановление Амана об уничтожении евреев относилось и к детям, можно спросить: в чем же их грех, ведь они настолько были малы, что не могли грешить?
Еврейский народ уподоблен «одной овце среди семидесяти волков», а Всевышний – «пастуху, который спасает и охраняет эту овцу». Само существование евреев среди других, зачастую откровенно враждебных народов, является чудом, выходящим за рамки естественных законов. Всевышний хранит евреев, но, когда они считаются только с силой и мощью других племен, они лишают себя чудесной охраны и ограничивают себя законами, действующими в том обществе, в котором живут. Поэтому то, что евреи получали удовольствие от трапезы Ахашвероша – и это привело к постановлению об их уничтожении, – было не столько наказанием за грех, сколько естественным результатом поведения евреев. Тот факт, что многие из них были довольны тем, что сам (!) Ахашверош пригласил их на трапезу, доказывает, что существование этого злодея было очень важно для них и участие в его трапезе было воспринято ими как честь для себя. Они приняли приглашение не по принуждению и не из страха перед наказанием. Так они отвергли чудесную охрану Всевышнего и перешли под власть естественных законов, противящихся самому факту существования «народа, живущего обособленно» (см. Бемидбар, 23:9).
Пир Ахашвероша. Якопо дель Селлайо.
1490 год
Евреи, которые живут под властью других народов, должны выполнять постановления своих правителей, и когда Ахашверош пригласил их на пир, они могли принять в нем участие при условии, что им будет подана кошерная еда и т. д. Но вместе с тем они должны были осознавать, что существование еврейского народа зависит не от Ахашвероша, а от Всевышнего и что само по себе оно является чудом. Евреи же участвовали в трапезе Ахашвероша не из-за того, что должны были подчиняться законам страны, в которой жили, а потому, что искренно считали: их существование зависит от царя-злодея, который противопоставлял себя воле Всевышнего.
Понимая, в чем был грех евреев, можно объяснить особенность чуда их спасения в дни Пурима. Это чудо отличается от чуда Хануки , когда при спасении евреев произошли явные чудеса, несомненно выходящие за рамки законов природы, тогда как их спасение в дни Пурима выглядело как результат естественного хода вещей и открытых чудес не было явлено. Казалось бы, все соответствует логике событий: Эстер стала царицей, Мордехай сидел у царских ворот и спас царя от покушения, Эстер попросила царя об отмене указа и т. д. Чудо было скрытым из-за того, что евреи подчинились неким, по их разумению, законам, считая, что все зависит от Ахашвероша, отправились к нему на пир и даже получили от этого удовольствие.Но влияние Свыше не ограничено надприродным, сверхъестественным, чудо Пурима показывает нам, что чудеса могут быть облачены в законы природы. Но это чудо, казалось бы, не выходящее за рамки естественного хода вещей, является не меньшим, чем явные чудеса.
С одной стороны, на чудеса нельзя полагаться и нужно сделать все зависящее от человека, что согласуется с естественным ходом вещей, но вместе с тем надо осознавать, что все происходящее в физическом мире является только оболочкой, а на самом деле все сущее управляется Б‑жественным Провидением. Эстер пошла к Ахашверошу просить за свой народ после поста, несмотря на то что он не способствовал тому, чтобы она хорошо выглядела, а это было важно для успеха ее миссии. Ошибка евреев заключалась в том, что они, получая удовольствие от трапезы на пиру у Ахашвероша, считали, что нужно жить согласно естественному ходу вещей, и верили, что все зависит от общественных и исторических законов. Эстер же доказала своим поведением, что ее визит к Ахашверошу был всего лишь внешней канвой спасения, которое стало чудом, выходящим за рамки всех естественных законов. Поэтому, чтобы евреи стали его достойны, им в первую очередь нужны были пост и молитва.
Эта история учит нас тому, что, хотя евреи и должны быть заняты физическими аспектами своего существования, это не должно превратиться для них в самоцель, в источник удовольствия. Все эти занятия – лишь оболочка, а подлинную, не конъюнктурную радость еврею должно доставлять только то, что имеет отношение к его душе: изучение Торы и исполнение заповедей. Этому мы учимся, читая о событиях Пурима: именно тогда евреи осознали, что удовольствие от трапезы злодея Ахашвероша противоречит самому существованию еврейского народа, его истинной сущности. И благодаря этому они удостоились спасения и избавления.
Значение Пурима для нашего поколения
В Мишне, в трактате Мегила, сказано, что тот, кто читает по Мегилат Эстер сначала то, что написано позже, а потом то, что написано раньше, не исполняет заповедь о чтении свитка. Рабби Исраэль Бааль-Шем-Тов, основатель хасидизма, объясняет эти слова так: тот, кто читает свиток и считает, что то, о чем в нем рассказывается, произошло только в прошлом и не имеет отношения к настоящему, не исполняет заповедь о чтении свитка. Смысл чтения Свитка Эстер – учиться тому, как еврей должен поступать сейчас.
Какое же значение имеет чудо Пурима – событие, которое произошло в Персии около 2300 лет назад, – для нашего поколения?
События Пурима произошли, когда евреи были в изгнании, и после того, как свершилось чудо, евреи все еще оставались в порабощении. В Мегилат Эстер рассказывается – и мудрецы объясняют это более подробно, – что с материальной точки зрения персидское владычество не было тяжелым. Евреев пригласили на царскую трапезу, Мордехай был одним из высокопоставленных людей при царском дворе, да и еврейка Эстер стала царицей. И именно в это время злодей Аман решил истребить евреев. Откуда у него взялась смелость для этого?
Объяснение этому можно найти в словах Амана, сказанных им Ахашверошу, о том, что «есть один народ, рассеянный и разрозненный среди народов во всех областях твоего царства, и законы их отличны от законов всех народов…» (3:8). Аман понимал, что евреи – это один народ, даже если они рассеяны по всему миру. Всех евреев объединяет то, что они ведут себя согласно законам, отличным от законов других народов, изучая Тору и исполняя заповеди, и тогда никакой народ не властен над ними. Но когда Аман пришел на пир к царю и увидел там евреев, которых никто не заставлял трапезничать насильно, он пришел к выводу, что евреи – народ не только рассеянный, но и разрозненный, разобщенный, и тогда осмелился издать указ об истреблении всего народа. До него никто из ненавистников Израиля не замышлял подобного, но зато его последователь появился в нашем поколении, более шестидесяти лет тому назад.
Собственно говоря, Мегилат Эстер – это история о том, как вели себя Мордехай, Эстер и все евреи Шушана после того, как вышел указ Амана. Мордехай не встал на колени и не пал ниц – он не допускал компромиссов в вопросах еврейства. Эстер рисковала жизнью, чтобы спасти свой народ. Евреи Шушана раскаялись и проявили мужество, находясь под угрозой уничтожения в течение почти целого года. Даже дети, которых обучал Мордехай, прониклись духом самопожертвования во имя Торы и еврейства. Так евреи стали единым народом, народом Торы, указ Амана потерял свою силу, а сыны Израиля удостоились Б‑жественного спасения. Они перестали испытывать страх перед своими ненавистниками, а их врагов, наоборот, охватил ужас. Отказавшись поклоняться чужим богам и падать ниц перед властью, евреи демонстрировали свое еврейство, признали Тору, и тогда, как сказано, у них появились «свет, радость, веселье и почет» (там же, 8:16) не только на духовном уровне, но и на материальном.
Некоторые утверждают, что главным способом сохранения еврейского народа в диаспоре должна быть дипломатия, что необходимо полагаться на естественный ход событий, и в подтверждение этому они приводят тот факт, что Эстер ходила к Ахашверошу просить за евреев. Однако существование Израиля (в отличие от других народов мира) не подчинено подобной логике. Когда приходит беда, мы не должны уповать на дипломатию и ходатайство перед народами мира, не это является гарантией нашего существования. Наши мудрецы учат, что в тяжелые времена важен поступок каждого еврея, и спасение приходит тогда, когда мы исправляем то, что нуждается в исправлении, и тщательно соблюдаем заповеди Торы. Только тогда и помогают усилия, делать которые необходимо, связанные с естественным ходом событий. Мы должны изучать Тору и соблюдать заповеди, и тогда чудесное спасение, посланное Свыше, найдет свое выражение в материальном мире. И именно тогда дипломатические усилия принесут свои плоды.
Успех в изучении Торы также связан не с природными способностями, а с помощью Свыше, а она дается тем Б-гобоязненным евреям, которые проявляют настоящее усердие при изучении Закона. Когда отсутствует это главное качество, не помогут никакие способности, так как Тора – это мудрость Всевышнего.
Принятие Торы и единство еврейского народа в Пурим
В Пурим евреи приняли Тору осознанно и добровольно. С этим праздником связывают и единение евреев, названных Аманом «разобщенным народом». В дни Пурима была установлена очень важная заповедь: рассылать сладости и угощения друг другу и помогать бедным. Заповедь эта очень важна – она доказывает на деле единство всего народа, связь евреев друг с другом, независимо от их социального положения.
Принятие евреями Торы на горе Синай и в Пурим происходило при полном единодушии всего народа, все они были «как один человек». Но объединение еврейского народа в дни Пурима было сознательным выбором, сделанным в минуту опасности, поэтому принятие еврейским народом Торы в Пурим произошло на более высоком духовном уровне, чем во времена принятия Торы на горе Синай.
Единство народа достигается тогда, когда каждый еврей искренне и без принуждения готов на самопожертвование ради Всевышнего. Это желание должно быть душевным порывом, оно выше в духовном смысле, чем знание или необходимость, и живет в душе каждого еврея. Именно в такие моменты нашей истории, когда евреи забывали о том, что все они разные, и объединялись в едином порыве служения Б‑гу, – народ Израиля един.
Как достичь этого единства? Мудрецы учат, что существует два способа единения еврейского народа. В первом случае – при Откровении на горе Синай – в евреях была пробуждена любовь к Торе. Во втором случае – в дни Пурима, когда Б‑жественное присутствие было скрыто, – евреи приняли Тору по собственной воле, абсолютно осознанно. И произошло это, несмотря на существовавшие между ними разногласия, – ведь были и такие, кто отправился на пир к Ахашверошу и даже получил от трапезы удовольствие, и против них выступали единомышленники Мордехая. Однако в момент опасности для самого существования Израиля, в момент, когда появился указ Амана об истреблении всех евреев, никому не пришло в голову отказываться от веры отцов, хотя, казалось бы, это могло стать простейшим способом физического спасения.
Так как единство евреев в Пурим было достигнуто благодаря личной самоотверженности их самих, можно понять, почему заповеди Пурима выражаются в материальных вещах. Готовность к самопожертвованию и самоотверженность еврейских жителей Шушана проникли во все аспекты их жизни. Поэтому в Пурим существует обязанность устраивать пир и веселье. Так единение народа находит свое выражение в этом мире, объединяя «разобщенный народ» на материальном уровне.
Пурим и Йом Кипур
В каббалистической книге Тикуней Зоар говорится о том, что название Йом а‑Кипурим означает, что этот день ки‑Пурим, то есть «подобный Пуриму». Между Пуримом и Йом Кипуром есть нечто общее, и это – жребий. Праздник Пурим получил свое название от слова пур («жребий»), а в Йом Кипур в дни Храма по жребию выбирали, какой из двух козлов будет принесен в жертву, а какой отправлен в пустыню .
Между Йом Кипуром и Пуримом есть также существенное различие. В Йом Кипур евреи должны изнурять себя, поститься, а в Пурим, наоборот, предписана обильная трапеза, следует посылать друг другу подарки и сладости и пить вино. В Йом Кипур еврей отстраняется от материального мира, тогда как в Пурим заповеданы пир и веселье и т. д. И в Йом Кипур, и в Пурим евреи должны отказаться от того привычного, что связано с самой природой их личности. В еврейском понимании это и есть самопожертвование. В Йом Кипур это происходит, когда человек отстраняется от всего материального, а в Пурим – как раз тогда, когда еврей занят делами, имеющими отношение к материальному миру. Соблюдение заповеди «напиться так, чтобы не отличать Амана от Мордехая» поднимает евреев на особый уровень радости, который превыше понимания и знания, уровень «упразднения личности». Еврей может добиться весельем того же результата, что и постом в Йом Кипур.
Испытанная в дни Пурима радость дает еврею силы на весь год, чтобы он ощущал ее не только в часы молитвы и изучения Торы, но и тогда, когда он занят своими земными делами.
Пурим и еврейские женщины
Чудо Пурима мы связываем с именем еврейской женщины Эстер, и свиток, который читают в эти дни, назван ее именем. Почему книга не получила название «Свиток Мордехая и Эстер»? Ведь Мордехай сыграл не менее важную роль в спасении евреев, более того, Эстер по большей части выполняла указания Мордехая?
Ответ на эти вопросы кроется в принципиальной разнице между мужчиной и женщиной. Мужчина обладает способностью оказывать влияние на окружающих, а женщины способны глубоко воспринимать действительность и события и чутко реагировать на них. Наши мудрецы в пуримской истории усматривали некую аналогию между мужчиной и женщиной – и Всевышним и еврейским народом.
В Пурим особо подчеркивается роль женщины (Эстер), так как чудо Пурима не снизошло с Небес на землю, а как бы состоялось «снизу вверх», оно было пробуждено усилиями людей, которые повторно приняли Тору, подтвердили ее принятие, не отказались от самопожертвования и сделали все это абсолютно добровольно.
Царица Эстер могла чувствовать себя в безопасности, учитывая свое высокое положение, и Мордехай, безусловно, был прав, когда сказал ей, что евреи могут спастись и другим образом. А если так, то зачем ей нужно было подвергать свою жизнь опасности ради других? Но Эстер не думала о себе, она самоотверженно начала бороться за спасение своего народа. Согласно указаниям Мордехая, Эстер использовала свое положение во благо Израиля и была готова отдать за него жизнь. Поэтому она удостоилась того, что свиток был назван ее именем.
И хотя ни одна женщина не может сравниться с Эстер, каждая еврейская девушка и женщина должны стать похожими на нее. Еврейским женщинам нашего поколения следует брать пример с царицы Эстер, пробуждая в еврейском народе желание к объединению и самопожертвованию ради сохранения народа. В наше время женщинам особенно важно не забывать о главной миссии хозяйки дома: о воспитании детей. Постановление Амана было отменено Всевышним, когда Мордехай собрал мальчиков и обучал их Торе, и они учились с огромным воодушевлением и безграничной любовью к Торе и заповедям и ни за что не хотели расставаться с праведником Мордехаем. Так во всех поколениях и на все времена основой существования нашего народа стало обучение детей Торе.
Чудесному спасению и избавлению в дни Пурима евреи обязаны Эстер. И произошло чудо Пурима, с одной стороны, благодаря тому, что она неукоснительно исполняла указания праведника Мордехая, а с другой – все свои силы направив на спасение народа, Эстер действовала самостоятельно и полагалась на собственную интуицию. История праздника Пурим учит нас тому, что еврейская женщина может и должна проявлять инициативу, более того, муж должен прислушиваться к мнению жены. Супруга, на которую возложено руководство еврейским домом, должна объяснить мужу, что главное в жизни еврея – это изучение Торы и исполнение заповедей, а все остальное – второстепенно, и требовать от него, чтобы он не шел на уступки ни в чем, что связано с Торой и заповедями, ради преходящего.
Пиршество и веселье в Пурим
Радость в Пурим должна быть больше, чем радость в праздники, которые упомянуты в Торе. Так, по словам мудрецов, еврей обязан напиться в Пурим до такой степени, чтобы не различать выражения «проклят Аман» и «благословен Мордехай» . В отличие от других заповедей Пурима, которые относятся к определенному времени (например, читать свиток положено один раз вечером и один раз утром), – заповедь о пиршестве и веселье должна выполняться на протяжении всего праздника.
Очевиден вопрос: почему еврей обязан напиться до такой степени, чтобы не различать выражения «проклят Аман» и «благословен Мордехай»? Один из ответов на этот вопрос гласит, что еврей не сможет в этом состоянии подсчитать гематрию (числовое значение букв) этих выражений, – дело в том, что их гематрия на иврите одинакова (502). Понятно, что выпивший человек вряд ли будет заниматься гематрией, но почему в Гемаре приводятся именно эти слова? Кроме того, одинаковое числовое значение букв указывает на что-то общее между ними. Что же общего у этих, казалось бы, противоположных по смыслу выражений?
Можно объяснить, что смысл «проклятия Аману» в том, чтобы евреи посредством своего служения Всевышнему превратили это проклятие в благословение Мордехаю, так как всегда нужно превращать плохое в хорошее. И тогда не будут видеть разницы между этими выражениями. Изменить «проклят Аман» на «благословен Мордехай» можно только с помощью такого служения Всевышнему, которое можно определить выражением «чтобы не различать». И здесь вновь речь идет об отказе еврея от своей природной сущности, об отказе от знаний и каких бы то ни было соображений ради более высокого и искреннего служения Всевышнему.
(Опубликовано в №203, март 2009)