Что показала отчаянная попытка Бена Шапиро остановить правый антисемитизм в США
Как пишет Эндрю Лапин в материале Jewish Telegraphic Agency (JTA), конфликт, развернувшийся на конференции AmericaFest, организованной движением Turning Point USA в Финиксе (Аризона), стал наглядным примером того, что евреи и Израиль превращаются в центральную линию разлома внутри американского консервативного лагеря.
В первый день AmericaFest Бен Шапиро — ортодоксальный еврей, убежденный сторонник Израиля и одна из ключевых фигур правого медиапространства в США — выступил с резкой публичной критикой целого ряда влиятельных консерваторов, которых он назвал мошенниками и шарлатанами. В этот список вошли Кэндис Оуэнс, Такер Карлсон, Мегин Келли и Стив Бэннон. По словам Шапиро, все они прикрываются риторикой, провозглашающей некие принципы, но на деле зарабатывают на теориях заговора и интеллектуальной нечестности, подрывая саму основу консервативного движения.

Это выступление стало продолжением атаки, начатой Шапиро несколькими днями ранее в Heritage Foundation — одном из главных интеллектуальных центров американского консерватизма. Фонд оказался в состоянии серьезного кризиса после того как его президент публично встал на сторону Карлсона, несмотря на то, что тот пригласил в свой подкаст отрицателя Холокоста и антисемита Ника Фуэнтеса. Для Шапиро это стало поворотным моментом, когда дальнейшее молчание невозможно.
Долгое время занятый культурными войнами и внутриполитическими темами, Шапиро теперь делает ставку на открытую борьбу с антисемитизмом внутри собственного политического лагеря. Этот поворот происходит на фоне растущего разочарования американской поддержкой Израиля после войны с ХАМАСом в Газе в среде молодых республиканцев. Конспирологические нарративы о евреях и Израиле все активнее распространяются на правых молодежных онлайн‑платформах — до такой степени активно, что Шапиро больше не может себе позволить их игнорировать.
«Если вы приглашаете на свою площадку апологета Гитлера, нацистского фаната и антиамериканского отброса вроде Ника Фуэнтеса, — заявляет Шапиро со сцены AmericaFest, — если вы даете ему слово и “облизываете” его, вы обязаны брать на себя ответственность».
Используя сленг поколения Z, он напрямую указывает на интервью Карлсона с Фуэнтесом, а также обрушивается на других своих оппонентов за распространение теорий заговора, связывающих Джеффри Эпштейна с «Моссадом».
Однако реакция аудитории показывает, что Шапиро выступает отнюдь не от имени большинства. Значительная часть энергичных дискуссий в рамках AmericaFest, проходившего явно «в тени» шокирующего убийства основателя Turning Point USA Чарли Кирка в сентябре 2025 года, была направлена на поддержку именно тех фигур, которые Шапиро атаковал. Многие из них, включая Карлсона, выходили на сцену и получали бурные аплодисменты.
Карлсон, отвечая на критику, высмеял идею «деплатформинга» и публичного осуждения коллег на мероприятии, посвященном памяти Кирка.
«Слышать подобные призывы на событии имени Чарли Кирка — это просто комично», — сказал он. При этом Карлсон счел нужным оправдаться по еврейскому вопросу: «Я не антисемит — и не потому, что это непопулярно или не нравится спонсорам. Я не антисемит, потому что антисемитизм аморален в рамках моей религии».

Карлсон был не единственным, кто высокомерно отреагировал на выступление Шапиро. Стив Бэннон, призывавший со сцены «рехристианизировать Америку» и одновременно насмехавшийся над недавним убийством еврейского режиссера и критика Дональда Трампа Роба Райнера, назвал Шапиро «раковой опухолью» консерватизма. Кэндис Оуэнс, бывшая протеже Шапиро, позволила себе еще более прямолинейную реакцию, написав в своем ютуб‑канале: «Пошел ты, Бен Шапиро» — и параллельно продвигая конспирологические версии о причастности Израиля к убийству Кирка.
Мегин Келли в комментарии Vanity Fair также выступила против Шапиро. По ее мнению, именно он и Барри Вайс, главный редактор CBS News, «подливают масла в огонь», превращая поддержку Израиля в «тест на право называться консерватором». Келли назвала Шапиро Israel first и задалась вопросом, зачем «раскалывать из‑за Израиля американское консервативное движение, которое только начало сплачиваться после смерти Чарли».
Как отмечает Лапин, многие участники конференции, с которыми общались журналисты Vanity Fair, открыто симпатизировали противникам Шапиро. А некоторые даже без стеснения обсуждали «достоинства» Гитлера между панельными дискуссиями: деталь, еще недавно немыслимая для мейнстримного консервативного форума.
Этот конфликт явно выходит за пределы конференции. Вице‑президент США Джей Ди Вэнс, также выступавший на AmericaFest и близкий к Карлсону, не осудил антисемитизм в своей речи, вместо этого дав понять, что не поддерживает исключение людей из движения за их взгляды. Его позиция стала сигналом того, что борьба Шапиро не находит поддержки на самом верху американской власти.
Лапин подчеркивает: все это лишь очередное подтверждение того, что нынешнее поколение американских консерваторов все чаще отворачивается от Израиля, одновременно заимствуя антисемитские тезисы. Открытые антисемиты вроде Фуэнтеса и Майрона Гейнса набирают популярность, а сам Гейнс появился на конференции в свитере с изображением Куки‑Монстра над печью и надписью Let ’Em Cook — это интернет‑мем, глумящийся над жертвами Холокоста.
Фокус‑группы поколения Z, исследованные Manhattan Institute, выявили у части молодых консерваторов откровенно пронацистские взгляды. Так один из участников исследования заявил, что евреи — «сила зла», а США поддерживают Израиль исключительно из‑за «еврейских доноров». Другой назвал Гитлера «великим лидером». Эти высказывания больше не находятся на маргинальной периферии — они все чаще звучат вблизи центра правого движения.
Антисемитская риторика тянется и за рядом потенциальных назначенцев в администрации Трампа. Так, по данным Jewish Insider, кандидат в госдепартамент Джереми Карл утверждал, что евреи «любят играть роль жертвы» и обладают «искаженным религиозным импульсом», также он с симпатией отзывался о движении «гройперов», связанном с Фуэнтесом. Его кандидатура в итоге не была утверждена, но сам факт номинации говорит о сдвиге допустимого.
На этом фоне уход из политики таких фигур, как Элиз Стефаник, считавшейся одним из самых надежных проеврейских голосов в лагере MAGA, оставляет консервативных евреев и центристов с еще меньшим числом союзников справа.
Все больше интеллектуалов покидают Heritage Foundation, протестуя против защиты Карлсона, и переходят в новые проекты, включая инициативу, запущенную бывшим вице‑президентом Майком Пенсом, сторонником Израиля и противником Трампа.
Как резюмирует Лапин, внутри американского консерватизма формируется глубокий и, возможно, необратимый раскол, в центре которого стоят Израиль и антисемитизм. Близкий соратник убитого Чарли Кирка Эндрю Колвет прямо говорит: «Для молодых консерваторов Израиль стал символическим вопросом: что на самом деле значит America First?»
Ответ на этот вопрос, судя по всему, будет определять не только судьбу Бена Шапиро, но и будущее всего правого движения в США.
Пятый пункт. Итоги года: Правый разворот
Опрос на конференции TPUSA: «радикальный ислам» назван главной угрозой США, Израиль — союзником
