Еще посмотрим

Юрий Норштейн. Спокойной ночи, малыши!

Алексей Мокроусов 3 февраля 2017
Поделиться

«Каждый вечер перед сном»

Москва, Галерея на Солянке, до 19.2

Подзаголовок выставки — «Юрий Норштейн и “Спокойной ночи, малыши!”» — можно объяснить лишь тем, что она открывалась к 75‑летию великого мультипликатора и что сам Норштейн выступал в процессе работы над заставкой к детской телепрограмме как автор сценария, режиссер и художник‑аниматор. Вторым героем экспозиции оказывается художник‑постановщик Валентин Ольшванг, именно с ним Норштейн трудился над уникальным, длящимся лишь две с половиной минуты вступлением к программе «Спокойной ночи, малыши!». Менее полутора лет, начиная с 2000 года, заставка была в эфире, затем ее сняли как якобы слишком сложную для детей эры клипового сознания (к тому же авторы думали еще менять каждую неделю музыкальное сопровождение). Теперь это произведение принадлежит истории киноискусства. История оценила труд по достоинству: на одном из фестивалей в Токио критики и аниматоры включили его в список 150 самых выдающихся мультфильмов планеты.

Кадр заставки к телепрограмме «Спокойной ночи, малыши!». Художники Юрий Норштейн и Валентин Ольшванг

Сейчас в галерее на улице Забелина показывают эскизы на пленке, графические наброски персонажей и сцен, монтажные и экспозиционные листы к этой заставке, многие экспонаты происходят из личного архива Норштейна. В качестве бонуса — интерактивные объекты и site‑specific инсталляции современных художников, созданные в диалоге с поэтическим миром мультипликации; среди художников — Алена Романова, Андрей Топунов, Герман Виноградов, Роза По, Людмила Петрушевская, Иван Разумов и Дмитрий Каварга.

В рамках параллельной программы организованы детские мастер‑классы и ретроспектива шедевров советской анимации под кураторством Юрия Норштейна и историка‑киноведа Георгия Бородина.

Эти загадочные куклы

Киев, Музей Шолом‑Алейхема,
до 12.2

Авторские куклы, фотографии, живопись и графика — на выставке, организованной киевским музеем совместно с украино‑израильским Институтом стратегических исследований имени Голды Меир.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Голоса воображаемого музея

Его не очень любили в СССР, хотя Мальро сражался в Испании, а в годы Второй мировой командовал танковой бригадой. Название выставки отсылает к двум книгам писателя и критика Андре Мальро — «Воображаемому музею» (1947) и «Голосам безмолвия» (1951). С момента их публикации искусствознание ушло так далеко, что из широкой публики за ним поспевают немногие. Но книги не устарели, как не устаревает всякое продуманное эссе, даже гигантских размеров.

Взгляд композитора Шенберга

Шенберг, учившийся живописи у экспрессиониста Рихарда Герстля, предпочитал портреты, пейзажи и «Видения» — лица с крупными глазами; интересны и его автопортреты, схематичные и статичные, но заметные в венском искусстве начала века. Кандинский считал его работы интересными с точки зрения художественного минимализма и даже написал о них в юбилейном сборнике Шенберга. Так профессионал находит любопытное и даже близкое себе в творчестве примитивных художников либо первобытных культур.

Голем, как он пришел в музей

Голем в его интерпретации напоминал критикам мускулистого еврея периода раннего сионизма, далекого от клишированного образа еврея из гетто. В Берлине выставлены рисунки и фотографии со съемочной площадки из Музея кино Франкфурта‑на‑Майне (еще 250 экспонатов отобрали из собраний со всего мира, от Бостонского музея изящных искусств до Музея Израиля в Иерусалиме).