Послания Любавичского Ребе

Жемчужины Устной Торы

Составитель Евгений Левин. Перевод Евгения Левина 28 ноября 2025
Поделиться

Часть 1. И то и другое — слова Б‑га живого

Школа Шамая и школа Гилеля

На основе «Ликутей сихот», т. II, с. 321 и далее; т. IV, с. 1121; т. VI, с. 69 и далее; т. XVI, с. 312 и далее; т. XXI, с. 115 и далее; т. XXII, с. 47 и далее; «Торат Менахем адраним», с. 375; «Сефер а‑сихот» 5751, т. II, с. 566 и далее; «Беседа субботы недельного раздела “Бемидбар”», 5734.

 

В Талмуде сказано: «“Слова мудрецов подобны стрекалам и вбитым гвоздям, собирателям даны от Единого Пастыря” (Коэлет, 12:11)… “Собиратели” — это ученые мужи, что сидят в собраниях и изучают Тору. Одни определяют нечто как нечистое, другие — как чистое; одни запрещают нечто, другие разрешают; одни объявляют нечто негодным, другие — годным. Быть может, скажет человек: “Как же мне тогда учить Тору?” На это Тора отвечает: все они “даны от Единого Пастыря” — один Б‑г дал их, один Кормилец произнес их, из уст Господина всего сотворенного, благословен Он, [сошли они], как написано: “И говорил Б‑г все эти речи…” (Шмот, 20:1)» Хагига, 3б.
.

Гилель. Артур Шик. Почтовая открытка

Идею, что Тора содержит в себе разные мнения, мы также находим в рассказе мудрецов и Синайском откровении, когда Моше получил не только Письменную, но и Устную Тору. Мудрецы говорили: «О каждом законе Святой, благословен Он, научил Моше 49 доводам в пользу того, чтобы признать объект чистым, и 49 доводам, чтобы признать его нечистым.

Сказал Моше: Владыка мира! Как я смогу в этом разобраться?

Сказал ему Святой, благословен Он: “Следуй за большинством” (Шмот, 23:2). Если большинство скажет “нечисто” — значит, нечисто. Если же большинство скажет “чисто” — значит, чисто» Иерусалимский Талмуд, Сангедрин, 4:2; Мидраш Теилим, 12:7. См. также: Рабби Моше бен Маймон. Мишне Тора [Кодекс Маймонида]. Книга «Судьи», Законы о Сангедрине и наказаниях, которые он применяет, 8:1 (М.: Лехаим, 2011. С. 78): «Если судьи разошлись во мнениях — часть говорит, что подсудимый невиновен, а часть говорит, что виновен, — выносят приговор согласно мнению большинства, и это повелевающая заповедь Торы, как сказано: “Иди за большинством” (Шмот, 23:2)». .

Духовная истина Торы находится на уровне, многократно превосходящем нашу земную реальность. Тем не менее она не была предназначена для того, чтобы остаться в высших мирах, но для того, чтобы сойти в наш мир и иметь отношение к нашему повседневному опыту. Однако возвышенный и абстрактный характер Торы неизбежно привел к тому, что в процессе ее нисхождения в наш мир возникло множество различных концепций. Проходя через призму, чистый свет распадается на несколько цветов. Точно так же, когда истинность Торы соприкасается с материальным миром, возникают разные концепции; на основании одного принципа можно сделать противоположные выводы.

Вот лишь один пример. Перед потопом «увидел Г‑сподь, что велико зло человека на земле и что вся склонность мыслей сердца его только зло во всякое время. И пожалел Г‑сподь, что создал человека на земле, и огорчился Он в сердце Своем» (Берешит, 6:5–6). А после потопа, после того как Ноах совершил жертвоприношение, Он сказал: «Не буду больше проклинать землю за человека, ведь побуждение сердца человека худо с юности его» (там же, 8:21). Один и тот же фактор — дурное начало, постоянно искушающее человека, — стал как причиной того, что Б‑г наказал человечество потопом, так и того, что Он обещал никогда больше этого не делать.

Аналогичным образом, наши мудрецы рассматривали законы Торы в том виде, в каком они существуют в высших духовных мирах, где зародились. Однако, чтобы понять, каков закон в каждой конкретной ситуации, мудрец должен «просеять» законы Торы сквозь «сито» соответствующих юридических правил и применить их к конкретным обстоятельствам места и времени. Причем у каждого мудреца этот аналитический процесс зависит от его духовных качеств. А конкретное решение возникало в тот момент, когда осознание духовных корней закона накладывалось на оценку конкретных обстоятельств дела.

Поэтому решения разных мудрецов нередко различались, ведь характер и процессы мышления у всех разные. По поводу этих различий в Талмуде сказано: «И то и другое — слова Б‑га живого» Эрувин, 13б.
. Ибо истина Торы содержит в себе потенциал для различных интерпретаций. Вместе с тем, когда речь идет о практике, иудаизм всегда стремился к единообразию. Поэтому в случае разногласий закон соответствует мнению большинства Речь идет о ситуации, когда у евреев есть Сангедрин (Синедрион) — высший законодательно‑судебный орган с правом вынесения окончательного решения по всем вопросам; решение большинства судей Сангедрина становилось законом. В наше время, когда Сангедрина нет уже много веков, эта процедура неприменима. Соответственно, в случае разногласий (которых за множество веков накопилось немало) у нас нет возможности окончательно и бесповоротно решить, какое мнение является обязательным по всем законам. Поэтому каждый следует тому мнению, которого придерживаются его семья и община.
.

Сказанное выше относится не только к Устной Торе в целом, но и к конкретным этапам передачи этой традиции из поколения в поколение До того как Устная Тора была записана, эта традиция передавалась устно от учителя к ученику. Цепочка передачи традиции, как представляет ее иудаизм, приведена в трактате «Авот».
. К примеру, Гилель и Шамай Выдающиеся мудрецы I века до н. э., каждый из которых создал свою школу. В Мишне и Гемаре приводится множество споров между представителями этих школ, касающихся не только законов, но и понимания текста Торы и теологии.
получили традицию от одних и тех же учителей — Шмайи и Автальона См.: Авот, 1:12.
.

Тем не менее и они, и особенно их ученики рассуждали совершенно по‑разному. В Талмуде мы постоянно находим разногласия между школой Гилеля и школой Шамая.

Почти всегда решения школы Гилеля отличаются большей мягкостью, а вердикты школы Шамая — большей строгостью. С чем это связано? Дело в том, что подход Гилеля восходит к Б‑жественному милосердию (Хесед), а подход Шамая — к Б‑жественной мощи (Гвура) См.: Тания, Святое послание, 13: «Души учеников Шамая уходят своими корнями в те свойства Всевышнего, символ которых — левая рука, и поэтому эти люди, как правило, придерживались более строгого подхода ко всем запретам Торы. В то же время души учеников Гилеля коренятся в свойствах Творца, которые символизирует правая рука; в этом причина того, что мудрецы этой школы, как правило, старались найти в Законе обоснования, дающие возможность смягчить строгость постановлений школы Шамая и разрешить человеку пользоваться тем, что, по мнению последней, Тора запрещает» (согласно традиции, правая рука олицетворяет Б‑жественное милосердие, а левая — Мощь и Правосудие).
.

Гвура — это внутренняя уверенность, как сказано: «Кто силен (гибор)? Тот, кто обуздывает свои страсти» Авот, 4:1.
. Согласно каббале, Гвура связана с Б‑жественным судом. Поэтому тот, в ком сильна Гвура, стремится к истине и справедливости и хочет, чтобы окружающая действительность соответствовала этим принципам. Это нашло отражение в самом имени Шамая, связанного с фразой «а‑шам орхотав» — «исследующий свои пути». Иными словами, Шамай постоянно занимался внутренним самоанализом, проверяя, соответствуют ли его поступки высшим стандартам истины и справедливости.

Напротив, милосердие (хесед) — это действие, направленное наружу; человек в первую очередь думает и заботится о других. Милосердный человек помогает и дает, следуя при этом принципу, установленному Гилелем: «Учись у Аарона: цени мир и стремись к миру, люби людей и приближай их к Торе» Там же, 1:12.
. Этот подход также нашел свое отражение в имени мудреца, связанном с фразой «когда Он светил светильником Своим над моей головой» Иов, 29:3.
(«бе‑ило неро алей роши»). Ибо подход Гилеля требует от еврея неустанно нести свет и разгонять тьму. В свою очередь, этот свет привлекает людей и заставляет их меняться к лучшему.

Различие этих подходов наглядно проявилось в известной истории о нееврее, решившем присоединиться к народу Израиля: «История об одном иноверце, который пришел к Шамаю. Сказал ему: обрати меня с условием, что обучишь меня всей Торе, пока я буду стоять на одной ноге. Вытолкал его Шамай подвернувшимся под руку строительным локтем То есть мерной палкой длиной в локоть, которую использовали в строительстве. По всей видимости, Шамай занимался оценкой недвижимости (отсюда и его имя‑прозвище: «шамай» — «оценщик»), поэтому мерный локоть всегда был у него под рукой.
. Пошел тот к Гилелю, и Гилель обратил его. Сказал ему Гилель: что тебе ненавистно, того и ближнему не причиняй. В этом вся Тора, а остальное — ее разъяснение. Иди и учись» Шабат, 31а. .

Шамай был требователен к себе и того же требовал от других. Потенциальный прозелит не соответствовал «мерке» Шамая — его ожиданиям в отношении потенциальных учеников. Поэтому мудрец прогнал его строительным, то есть мерным, локтем.

Духовный уровень потенциального прозелита Гилель оценил точно так же, как его коллега. Вместе с тем он увидел в нем скрытый потенциал. Поэтому он изложил ему основополагающую идею Торы в соответствии с его разумением. И это сработало: чужеземец принял иудаизм, начал учить Тору и исполнять заповеди — одним словом, духовно расти.

Ту же схему мы можем наблюдать, когда речь заходит о постановлениях Гилеля и Шамая и их учеников. Поскольку основным качеством Гилеля было милосердие, в любой ситуации он проявлял терпение и внимательно смотрел, нет ли здесь возможности обратить ее во благо, направить на путь святости. И если он видел такую возможность, то проявлял мягкость и снисходительность.

Шамай, напротив, строжайше придерживался высочайших стандартов святости. И если ему казалось, что объект хоть немного не дотягивает до этих стандартов, он проявлял строгость. Чтобы не рисковать и не допустить, не дай Б‑г, снижения духовного уровня, он предпочитал запретить и таким образом гарантированно исключить возможные негативные последствия.

Вместе с тем следует подчеркнуть, что ни Гилель, ни Шамай, ни кто‑либо другой из мудрецов Талмуда никогда не принимал алахических решений, руководствуясь исключительно собственными предпочтениями. Поэтому, рассуждая о разногласиях Гилеля и Шамая, мудрецы говорили, что их споры — «во имя Небес» Авот, 5:1.
. В своем стремлении установить, какой закон соответствует воле Творца, каждый из них был выше личных предпочтений. Поэтому в некоторых случаях Гилель судил строже, чем Шамай, а мнение Шамая оказывалось более мягким и снисходительным, чем мнение его коллеги.

Названия улиц Дом Гилеля и Дом Шамая на указателе в Рамат‑а‑Шароне

Помимо этого, в целом мудрецы смотрели на истину сквозь призму своей духовной природы. Поэтому Гилель и его ученики обычно придерживались более мягкого, а Шамай и его ученики — более строгого и непримиримого подхода.

Сказанное выше характерно не только для практических решений, выносимых последователями Гилеля и Шамая, но и для их теоретических и теологических построений. Споры между этими школами ясно и недвусмысленно свидетельствуют о разнице двух принципиально разных мировоззрений, которых придерживались последователи двух мудрецов.

Возьмем, к примеру, спор о том, какое благословение на огонь произносят во время авдалы (церемонии на исходе субботы, символически отделяющей святое от будничного).

Последователи Шамая говорят: «…который сотворил источник света в огне», а мудрецы школы Гилеля говорят: «…творящий источники света в огне» Брахот, 51б. .

Невозможно сказать, что спор идет о физическом факте: сколько на самом деле источников света в пламени, один или несколько? Очевидно, что пламя многоцветно, то есть источников света несколько. Поэтому ясно, что школа Шамая вовсе не пыталась это оспорить. Следовательно, спор идет о другом: какое качество огня является самым главным?

Поясним. Взглянув на огонь, человек сразу же видит цвет. Позже, присмотревшись, он замечает, что пламя многоцветно. Соответственно, школа Шамая делает акцент на первоначальном впечатлении, а школа Гилеля, напротив, подчеркивает то, что мы замечаем в результате более длительного и терпеливого наблюдения.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Жемчужины Устной Торы

Ребе никогда не занимался анализом ради того, чтобы блеснуть остротой ума или эрудицией. Даже когда он рассуждал на, казалось бы, сугубо отвлеченные теоретические темы, в конце неизменно следовал вывод, имеющий самое непосредственное отношение к жизни еврея и его предназначению — служению Творцу

Всё в руках Небес

Суть заповеди уповать на Всевышнего заключается в том, чтобы «возложить на Него свое бремя» и увериться в том, что Он удостоит нас явственных, осязаемых благ. Такие надежды следует возлагать исключительно на Творца, без каких‑либо расчетов, возможно спасение или нет. Когда упование достигает такого уровня, Творец действует по принципу «мера за меру» — защищает человека и жалеет его, даже если тот совершенно не заслуживает снисхождения

Всё в руках Небес

Одна из основ нашей веры и нашей Торы — упование на Всевышнего. Если говорить просто, без излишних умствований, это означает, что еврею следует быть твердо уверенным, что в конечном счете все происходит к лучшему, явным и ощутимым образом. В таком значении слово «битахон («упование») упоминается в Талмуде во многих местах. Эта тема также подробно разбирается в книге «Обязанности сердец», в разделе «Врата упования», а также в многочисленных хасидских эссе на тему стиха «Уповайте на Г‑спода вовеки, ибо Г‑сподь Б‑г есть твердыня вечная»