Спросите Барона

Борух Горин 30 сентября 2025
Поделиться

Работа над каждым новым томом Барона для меня — настоящий праздник. Саломон Уиттмайер Барон — не просто историк, а архитектор целой картины мира: еврейская история у него всегда встроена в историю человечества, а судьба нашего народа показана как часть цивилизационного пути. Его многотомная «Социальная и религиозная история евреев» остается и источником знаний, и школой мышления.

 

В новом, тринадцатом томе центральной для меня стала история инквизиции. Сегодня, конечно, все понимают, что это был кошмар, никто не пишет о «свете костров» и «чистоте веры». Мы понимаем, что это была машина насилия. Но именно Барон показал, как шаг за шагом складывался ее механизм: как из правовых процедур, доносов, подозрений выросла система, которая миллионы людей превратила в жертв.

И самое важное здесь — осознание того факта, что инквизиция была не просто испанской трагедией. Это был европейский эксперимент по созданию общества, в котором допустим только один образ мысли. Общество, в котором власть объявляет: «Есть единственная истина, и кто не согласен — должен быть уничтожен».

Когда сегодня читаешь Барона, невозможно не видеть параллелей. Разве не узнаем мы ту же логику в нынешних «культурных инквизициях»? В кампаниях бойкотов, когда целую страну или целый народ объявляют вне закона? В растущем антисемитизме, где еврей снова превращается в символ «чужого»? В новом языке подозрения: «эти — колонизаторы», «эти — агрессоры», «эти — не заслуживают права голоса».

В кострах XV века горели книги и люди. В кострах XXI века «сжигают» репутации, изгоняют с фестивалей фильмы, людям отказывают в праве на искусство. Разница лишь в том, что огонь стал виртуальным. Но суть осталась прежней: создать общество, в котором невозможно инакомыслие.

Барон словно обращается к нам через века: «Посмотрите, что делали с вашими предками. И спросите себя: хотите ли вы видеть повторение этого сегодня?»

Его книги не только хроника прошлого, но и предупреждение. И именно поэтому работа над каждым новым томом для меня — праздник: праздник памяти, которая не подлежит романтизации, потому что слишком актуальна.

Книгу Сало У. Барона «Социальная и религиозная история евреев. Том XIII» можно приобрести на сайте издательства «Книжники»

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Позднее Средневековье и эра европейской экспансии (1200–1650): на окраинах империи

Как оказалось, события 1492–1498 годов не стали последней главой в иудео‑христианском сосуществовании в Испании и Португалии. Как мы увидим, в Испании и особенно в Португалии сложнейшая проблема уцелевших конверсов не была решена еще несколько поколений. Рассеяние евреев и марранов, которые несли с собой иберийское наследие, сильно повлияло на многие западноевропейские и ближневосточные общины.

Позднее Средневековье и эра европейской экспансии (1200–1650): на окраинах империи

Люксембург в Средние века привлекал сравнительно немного евреев. Для Карла IV, однако, еврейское присутствие было достаточно значительным; 24 июля 1349 года он приказал сановникам главного города герцогства защищать жизнь и имущество евреев. Приказ не был выполнен, о чем свидетельствует включение этого города вместе с соседним Эхтернахом в длинный список пострадавших общин, которые впоследствии поминали евреи разных городов Германии.

Позднее Средневековье и эра европейской экспансии (1200–1650): на окраинах империи

По сравнению с единоверцами в других странах, швейцарские евреи в XIII — начале XIV века жили довольно спокойно. В городах, куда евреев допускали, к ним обычно старались относиться как к равным, об этом свидетельствуют «письма о защите», которые получали некоторые евреи. Но уже в XV веке рост враждебности стал для швейцарских евреев столь же катастрофическим, сколь и для их единоверцев в других немецкоязычных регионах.