Раскрытие сокровенного: Десять сословий народа Израиля
В разделе Ницавим («Вы стоите») перечисляются все десять сословий народа Израиля, вплоть до самых низких — водочерпиев и дровосеков .
Десять сословий соответствуют десяти уровням святости Страны Израиля. Страну Израиля нельзя завоевать одному человеку, это по силам всему народу в целом. Так как у каждого человека есть свои недостатки, то они помешают освобождению народа Израиля из галута. В разделе Ницавим сказано, что Ашем выводит из галута каждого в отдельности для того, чтобы отобрать только тех, из кого получится единое целое. (Поэтому Ашем выстраивает их, как истуканов, букв.: как монолит.)
Рут удостоилась стать прабабкой царя Давида, потому что, когда Наоми перечислила ей все четыре вида смертной казни за преступления, согласилась вступить в народ Израиля. Произнесенные «проклятия» в предыдущей главе аналогичны наказаниям за нарушения, и в тот момент, когда народ согласился принять все это, с нами был заключен новый союз — готовности самопожертвования. И в Рош а‑Шана Ашем проводит нас по одному, так же как выводит из галута. Это соответствует первой серии трубления в шофар (чтобы сбить с толку Сатана) для каждого в отдельности — до молитвы мусаф. Вторая серия — для всех вместе. Цель трубления — открыть сердца. Для того чтобы влияние из Высшего мира достигло нашего сердца, требуется простодушие, готовность.
Когда другие народы получают Хесед от Ашема, это вызывает у них гордыню, как у Эсава, и поэтому они не способны получить Божье влияние. Когда же народ Израиля получает Хесед от Ашема, он, в силу присутствия в нем частицы Божественного, чувствует себя недостойным. Поэтому для нас Божественное влияние — это звено, которое позволяет нам подключиться к общей цепочке.
В мидраше говорится: после того как Ашем показал Яакову во сне малахим, которые поднимались и спускались с лестницы, а последний малах не спустился, Яаков испугался, так как понял, что это малах Эдома. И тогда Ашем обещал ему, что он будет еще выше, чем малах Эдома.
Но Яаков усомнился в своих силах, поэтому потребовалось рабство в Египте, чтобы стать покорными и принять Тору безоговорочно («выполним и будем слушаться»). Более того, эта неуверенность Яакова проистекает из поведения Авраама, когда он не поверил обещанию Ашема, что Страна Израиля будет в нашем вечном владении. Авраам просил Ашема объяснить, как так может быть, ведь Страна Израиля является наградой за святость народа, а будут целые поколения, которые, возможно, станут нарушать все законы. Поэтому во время молитвы Рош а‑Шана человек должен быть уверен, что ему все прощено, и тогда в силу этого он получит Хесед от Ашема. Поэтому Рош а‑Шана и является праздником — в нем радость обновления и прощения.

Книгу Йосефа Менделевича «Раскрытие сокровенного» можно приобрести на сайте издательства «Книжники» в Израиле, России и других странах
Раскрытие сокровенного: Враждебность некоторых народов к Израилю
Раскрытие сокровенного: «И записал Моше все их походы и уходы»
