Пятый пункт: геноцид, ШОС, религиозный Израиль, Раши в МИД РФ, «Лехаим» в сентябре
Кого защищают страны ШОС? Где в Израиле религиозное большинство? И что знают в МИД РФ о комментаторе Торы Раши? Глава департамента общественных связей ФЕОР и главный редактор журнала «Лехаим» Борух Горин представляет обзор событий недели.
Каждая неделя приносит новости, от которых хочется отмахнуться — шумные, случайные, повторяющиеся. Но иногда происходят вещи, за которыми чувствуется что-то большее: изменение тональности, сдвиг тектоники, новая интонация. И ты уже не можешь пройти мимо. Мы выбрали пять таких тем. Они не похожи друг на друга, но каждая из них говорит о моменте, в котором мы живем. И о будущем, которое это настоящее готовит. Пять тем. Пять голосов недели. Пять поводов остановиться и вслушаться.
Пункт первый. Когда ассоциация забывает о науке
Доктор Сара Браун — специалист по геноциду, бывший член консультативного совета Международной ассоциации исследователей геноцида (IAGS) — публично раскритиковала резолюцию организации, обвиняющую Израиль в геноциде в Газе. По ее словам, это решение было результатом политизированного процесса и «не имеет под собой научных оснований».
«Вся предпосылка и тон резолюции глубоко проблематичны», — заявила Браун. Она напомнила, что утверждение о геноциде требует четко задокументированных доказательств намерения уничтожить народ, и таких данных, по ее словам, не представлено.
Резолюция была принята при крайне низкой явке: из более чем 500 членов ассоциации проголосовали лишь 129, из них 108 — «за», 18 — «против», трое воздержались. Браун обратила внимание и на то, что членство в IAGS не ограничено академическим сообществом: в организацию входят активисты, художники и просто заинтересованные. После публикации резолюции в ассоциацию, как сообщается, вступили несколько произраильских участников, оплативших взносы — в попытке повлиять на баланс.
Она также обвинила руководство в цензуре: ее собственное возражение, поданное для публикации, было отклонено модераторами, а обещанная открытая дискуссия так и не состоялась. Сам текст резолюции был размещен анонимно, что, по словам Браун, «подняло множество красных флагов» и только подчеркнуло предвзятость.
Сама резолюция обвинила Израиль в совершении военных преступлений, преступлений против человечности и геноцида — включая «преднамеренные атаки по гражданским объектам», «пытки», «сексуальное насилие» и «преднамеренное лишение населения продовольствия, воды, медикаментов и электричества».
Браун категорически не согласна с такой оценкой. Она заявила, что ссылки на отдельные высказывания в соцсетях или, например, цитата премьер-министра Нетаньяху о «Амалеке» не могут служить доказательством геноцидального умысла. Напротив, по ее словам, ЦАХАЛ неоднократно жертвовал стратегическим преимуществом ради минимизации жертв среди мирных — включая заблаговременные предупреждения о воздушных ударах.
Она также указала, что в резолюции использованы в основном антиизраильские источники — Amnesty International, Human Rights Watch и Франческа Альбанез, спецдокладчик ООН, известная своими резкими антиизраильскими высказываниями.
И, наконец, Браун напомнила: 7 октября именно ХАМАС действовал с геноцидальным намерением. Она назвала реакцию IAGS на это нападение «поразительно вялой» и без намека на сочувствие к жертвам. Это, по ее признанию, стало для нее первым тревожным сигналом.
«Организация, которая должна быть научной, фактически отказалась от принципов прозрачности и дискуссии», — подвела итог Сара Браун. И добавила: это решение не только политизировано, но и серьезно подрывает доверие к самому полю исследований геноцида.
Пункт второй. Геополитика ядерной тени
Тяньцзиньская декларация ШОС — событие не громкое, но символическое. Государства-участники, включая Китай, Россию, Индию, Иран и другие, резко осудили июньские удары Израиля и США по территории Ирана. В документе сказано, что речь шла о гражданских объектах, включая объекты ядерной энергетики. А это — уже не просто конфликт. Это обвинение в угрозе глобальной ядерной безопасности.
«Грубое нарушение принципов международного права и Устава ООН», — так формулируется позиция. В заявлении подчеркивается, что удары привели к гибели мирных жителей и стали посягательством на суверенитет Ирана. Речь уже не только о локальном конфликте, а о дестабилизации мировой безопасности.
Страны ШОС заявили о необходимости защищать ядерные объекты и население — даже во время вооруженных конфликтов. Это новый риторический уровень, где на одной доске оказываются Израиль, ядерный Иран и декларации о мирных инициативах.
Для Израиля — это сигнал: даже те, кто еще вчера молчал, сегодня участвуют в формировании антиизраильской легитимации. Для Ирана — дипломатический актив. Для мира — тревожный маркер: ядерная тема снова в зоне повышенного напряжения.
Пункт третий. Религиозный Израиль: не прогноз, а статистика
1 сентября в Израиле зафиксировано то, что еще недавно считалось невозможным: число первоклассников в религиозных школах превысило число учеников в светских. Это официальные данные Министерства образования, озвученные в эфире i24NEWS.
Почти 180 тысяч первоклассников начали учебу. Из них 66 тысяч — в светских школах, а в национально-религиозных и ультраортодоксальных — больше 72 тысяч. Религиозные — впервые — большинство.
Профессор Серджио Делла Пергула называет это «значительной трансформацией». И это действительно так: речь не просто о школе, а о векторе. О том, каким станет Израиль через поколение. Какие ценности, какая армия, какая экономика будут у страны, где светское меньшинство сокращается.
Специалисты при этом предупреждают: часть религиозных школ не дает навыков для современной экономики. Это может обернуться структурным кризисом. Но спор уже не о прогнозе. Цифры — уже факт. Израиль, каким мы его знали 30 лет назад, сменяет себя сам — на глазах, с первого класса.
Пункт четвертый. Раши в МИДе России
Мария Захарова, официальный представитель МИД России, комментируя украинский закон о «рашизме», выдала фразу, которую невозможно не заметить:
«Если следовать языковым нормам, “рашизм” — это не про Россию, а про учение Раши».
Речь идет, напомним, о Раши — Рабби Шломо Ицхаки, еврейском комментаторе XI века, чей комментарий к Торе до сих пор учат в ешивах по всему миру. Упомянуть его в политическом контексте — уже само по себе поразительно. Сам Раши, скорее всего, предпочел бы не участвовать в этих спорах. Но раз уж имя его прозвучало — не грех напомнить: все его комментарии — «пшат». То есть — «простой смысл».
Пятый пункт. «Лехаим» в сентябре
На этой неделе вышел один из самых насыщенных и разнообразных номеров журнала «Лехаим» — сентябрьский выпуск, где совпали все жанры: философия, политика, Талмуд, Голливуд и дипломатия. Это номер — как длинный день Рош а-Шана: строгий и многоголосый.
Эссе из цикла Адама Кирша, поэта и критика из Tablet, о языковом разрыве между американскими евреями и священными текстами. Он пишет: «Американские евреи говорят по-английски, но наши священные книги — на иврите». Кирш изучает трактат «Мегила» и показывает, как сама Гемара сталкивается с тем же вызовом — читать вслух и понимать. Его вывод: иврит — не просто язык, а опыт связи сквозь поколения. Даже если ты не понимаешь, ты включен в цепь памяти. Даже если мудрец не знает слово — служанка может его научить. Это эссе — тихая медитация на тему: что делает нас евреями, когда слова ускользают.
Следом — историческое исследование о нормализации советско-израильских отношений. Архивы, мемуары, дипломатические ходы, первые консульства, паломничество хасидов в Умань, гастроли Гурченко, тайные визиты Примакова, борьба с антисемитизмом и демонстрации с плакатами «Отпусти народ мой!» в Вашингтоне. Это — политическая хроника, но читается как роман. И показывает, как многое строилось на личных связях, жестах доброй воли и способности слушать друг друга — несмотря на идеологию.
Далее — мощный очерк Григория Хавина «Кризис догмы». О том, как современный антисемитизм встраивается в идеологии «угнетенных» и превращается в политический инструмент. Почему альянс исламистов и прогрессивной повестки оказался возможен, как «левые» партии заигрывают с радикалами, и почему это — не сбой, а следствие системных ошибок. Это текст — предельно аналитический, тревожный и бесстрашный.
Кинораздел открывает эссе Эмиля Штерна о книге Кеннета Турана «Луис Майер и Ирвинг Тальберг. Вся формула». Голливуд, как он был: МГМ, мундиры, комбинаты грез, безумные продюсеры, трагические актрисы и два еврея — один управляет лошадьми, другой умирает молодым. Туран рассказывает не только о Тальберге, но и о времени, когда фабрика грез была еще фабрикой и еще грез. Этот текст — для всех, кто верит, что из слабости можно сделать силу, а из сомнения — стиль.
Если вы хотели понять, где сегодня стоит еврейская мысль — вот она. В этом номере.
Это был «Пятый пункт».
Мир меняется — на улицах, в классах, в университетах, на дипломатических саммитах, в статьях и в заголовках. Но главное, что меняется — это язык, на котором мы говорим о себе, о врагах, о Б-ге, о Торе, о будущем. Этот выпуск был о том, как ломается наука, когда в нее входит политика. Как растет страна, когда меняется состав ее первоклассников. Как превращается дипломатия в притчу, а комментатор в мем.
И про еврейский журнал на русском языке — честное зеркало еврейского разговора с миром.
Будем слушать. Будем думать. Будем помнить.
До встречи.
Пятый пункт: война на уничтожение, братский союз, завет лояльности, маска Джулани, вопрос с Нутеллой
Пятый пункт: безмолвное присутствие, опасная риторика, эфир, иранские аресты, память достоинства
