Реституции

«Портрет дамы»: очередной сюжет о проблемах реституции

Подготовил Александр Ицкович 1 сентября 2025
Поделиться

Картина «Портрет дамы» итальянского художника Джузеппе Гисланди, до Второй мировой войны принадлежавшая голландскому еврейскому арт‑дилеру Жаку Гудстиккеру, всплыла 85 лет спустя. Она была случайно замечена в аргентинском объявлении о продаже дома дочери одного из советников Германа Геринга. Впрочем, вскоре картина вновь исчезла. JTA раскрывает подробности.

В августе журналисты нидерландской газеты Algemeen Dagblad обнаружили на сайте агентства недвижимости Robles Casas & Campos в Буэнос‑Айресе фотографию гостиной в доме, предложенном для продажи: над зелёным диваном висела картина Гисланди «Портрет дамы». Эксперты Нидерландского агентства культурного наследия подтвердили, что это, с высокой вероятностью, оригинал, то есть редкий случай возвращения из небытия работы из числа тех, что были похищены нацистами.

Однако спустя несколько дней, когда аргентинская полиция и Интерпол провели обыск в доме, картины там не оказалась. На том же месте висело другое полотно. Объявление было снято с сайта, а дочь бывшего нацистского чиновника, которому принадлежал особняк, сменила имя в соцсетях.

Блокнот арт‑дилера Жака Гудстиккера и картина «Портрет дамы» работы Джузеппе Гисланди на фото в объявлении о недвижимости в Буэнос‑Айресе

История картины

Жак Гудстиккер, один из крупнейших еврейских коллекционеров довоенной Европы, вёл учёт своей коллекции в маленькой чёрной записной книжке. В 1940 году, после его гибели при бегстве из Нидерландов, почти тысяча картин оказались в руках высокопоставленных нацистов, включая Геринга. Среди них и «Портрет дамы».

После войны часть собрания была возвращена семье. В 2006 году, после длительной тяжбы, более 200 произведений были переданы единственной наследнице, невестке коллекционера Марей фон Сахер. Это стало одним из крупнейших актов реституции искусства времён Холокоста. Многие работы затем попали в частные коллекции и музеи.

Но картина Гисланди так и оставалась в списках утраченных, вплоть до случайной находки в аргентинском объявлении.

Нацистский след в Аргентине

Согласно данным следствия, дом, в котором была замечена картина, принадлежит дочери Фридриха Кадгиена — финансового советника Геринга. После войны он бежал в Аргентину и спокойно умер там в 1978 году. Его дочери до сих пор живут в этой стране.

Журналист Сирил Росман искал картину более десяти лет, получив наводку от Пола Поста — сына амстердамского клерка, который в годы войны вёл дневник конфискаций у еврейских торговцев бриллиантами. Именно этот дневник помог выйти на след Кадгиена, вывезшего в Южную Америку бриллианты и несколько полотен.

Несколько лет назад журналисты замечали на фотографиях в социальных сетях дочери Кадгиена другую пропавшую картину — натюрморт голландского художника Абрахама Миньона XVII века.

Борьба за возвращение

По оценке экспертов, в мире до сих пор насчитываются десятки и сотни тысяч произведений искусства, похищенных нацистами. По словам Дейдри Бергер, председателя Фонда цифрового восстановления еврейского культурного наследия, речь может идти о 600 тысячах предметов.

Марей фон Сахер, наследница Гудстиккера, заявила, что её семья «намерена добиться возвращения каждой картины из коллекции». Теперь на её стороне аргентинская федеральная полиция и Интерпол.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

Наследник коллекционера-еврея требует от Германии реституции произведений искусства

На основании доказательств права собственности Флехтхайма Баварские государственные собрания картин еще в 2023 году рекомендовали реституцию скульптуры Пикассо и передачу двух картин Клее. Однако с тех пор правительство Баварии заблокировало дальнейшие действия, заявив, что право собственности Флехтхайма на эти работы в январе 1933 года не может быть подтверждено без сомнений

Писсарро остается в Германии, но история картины становится достоянием гласности

За последнее десятилетие, согласно отчетам публичных аукционов, около 450 картин Писсарро, написанных маслом, были проданы в промежутке от 20 тыс. до 32 млн. долларов. Судебное разбирательство в отношении этой картины могло оказаться особенно сложным, поскольку картина была передана в дар Бременскому Кунстхалле много лет спустя после войны

Новая документальная лента «Добыча» заставляет мир искусства задуматься о проблеме реституции

Лента под названием «Добыча» рассказывает о попытках вернуть имущество немецкого еврея-торговца произведениями искусства и делает акцент на том, насколько политизированным вопросом стала реституция. Фильм рассказывает о двух сложных делах о реституции и двух неудачных выставках, посвященных Максу Штерну: в 1937 году он продал свою дюссельдорфскую галерею на принудительном аукционе, организованном нацистами