аналитика

Лидирует Хабад: рост вовлеченности в еврейскую жизнь после 7 октября

Подготовил Александр Ицкович 13 августа 2025
Поделиться

Согласно новому исследованию Федерации еврейских общин Северной Америки (JFNA), после 7 октября 2023 года наибольший рост еврейской вовлеченности зафиксирован среди тех, кто участвует в жизни движения Хабад‑Любавич. Эти данные, предоставленные изданию eJewishPhilanthropy, показывают: именно Хабад опережает по темпам роста все остальные направления американского еврейства, от ортодоксального до реформистского, а также и неаффилированных евреев.

44% евреев, участвующих в жизни Хабада, сообщили, что с начала войны в секторе Газа оказались активнее вовлечены в еврейскую жизнь. Для сравнения: среди ортодоксов такой рост составил 42%, среди консервативных евреев — 36%, у реформистов — 33%, а среди тех, кто не относит себя ни к одному из направлений, — лишь 24%. В целом, согласно опросу, 42% всех респондентов сообщили о росте вовлеченности в еврейскую жизнь после 7 октября.

JFNA назвала этот процесс «Тhe surge» («Всплеск»). Хотя, как отмечает исследование, к весне 2025 года темпы роста снизились (до 31%), но тенденция сохраняется.
При этом участие в жизни Хабада вовсе не означает принадлежность к самому движению. Из тех, кто регулярно участвует в мероприятиях Хабада, 39% считают себя реформистами, 20% — консервативными евреями, 21% — ортодоксами, а еще 15% не относят себя ни к какому из направлений.

Еврейские студенты из Великобритании и Соединенных Штатов на занятиях. по программе The Summer Fellowship в летнем лагере Хабада. Элленвилль, штат Нью‑Йорк. 2025.

Почему именно Хабад?

Как объясняет Мими Кравец, директор по развитию и аналитике JFNA, одна из причин может заключаться в географической доступности Хабада, ведь их шлухим действуют даже в самых малонаселенных уголках. Вторая важная причина — открытость и отсутствие барьеров.

Люди часто говорят, что не участвуют в еврейской жизни, потому что «ничего нет рядом». А у Хабада почти везде есть представительство. Более того, участие не связано с платным членством, как в случае с синагогами, и людям просто легче войти, — объясняет Кравец.

По ее словам, именно ощущение комфорта и открытости особенно привлекательно в тот момент, когда евреи ищут поддержку на фоне мировой волны антисемитизма.

Новый тип вовлеченности: вне синагог

Опрос JFNA выявил, что вовлеченность растет не только в синагогах. Среди тех, кто до войны не участвовал в еврейской жизни, многие стали вовлекаться через нестандартные форматы — группы в соцсетях, встречи в JCC, локальные культурные мероприятия.

Для федераций это очень важно, — отмечает Кравец. Надо уметь поддерживать и такие формы участия: вотсап‑группы, JCC, мероприятия вне религиозных организаций. Да, синагоги остаются ядром для вовлеченных евреев, но охватить новых можно и нужно иначе.

Также была выявлена интересная статистика по членству: среди ортодоксальных евреев, ставших более активными, около 75% уже были членами синагог. Среди реформатов и участников Хабада — примерно 50%, а среди неаффилированных евреев — более 90% не состояли ни в каких синагогах.

Вовлеченность и барьеры

Большинство участников опроса — от 83% до 93% — оценили свой новый еврейский опыт как положительный. Негативный опыт составил менее 5% и чаще был связан не с конкретной организацией, а с уязвимым положением самих участников: финансовые трудности, инвалидность, ЛГБТ‑идентичность. Эти группы чаще сталкивались с барьерами, вне зависимости от конфессиональной среды.

Это говорит о необходимости всей еврейской общине стать более инклюзивной, — подчеркивает Кравец.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться

В гостях у первой в мире галереи хасидского искусства

За последние десятилетия хасидское искусство заявило о себе как творческое начинание, которое следует принимать всерьез. Ничего этого не случилось бы без благословения и поддержки рабби Менахема‑Мендла Шнеерсона. С тех самых пор, как Ребе возглавил Хабад, он начал формулировать новую роль искусства в еврейской жизни

Посланники «Хабада» готовы работать дальше, несмотря на убийство раввина Цви Когана

«Несомненно, убийство раввина Когана при выполнении его священной работы глубоко потрясло нас: и тяжелая утрата, и отрезвляющая реальность того, что подобная трагедия может произойти где угодно, требуют нашей бдительности. Тем не менее, мы остаемся стойкими... Ежедневно сотни евреев переступают порог наших центров, каждый со своими уникальными потребностями. "Бейт-Хабад" служит непревзойденным по своей универсальности учреждением еврейской жизни — убежищем, куда любой еврей может прийти, чтобы найти питание, поддержку или помощь, прежде чем продолжить свой путь. Наша миссия продолжается»

Ребе возвращал людям то, что они потеряли

Надо иметь такие глаза, как у Ребе, чтобы разглядеть еврея в человеке, в котором другие еврея не видят. Возможно, потому‑то Ребе не разделял подход тех, кто хотел начинать с философских рассуждений и только потом предлагать собеседнику возможность выполнить ту или иную мицву. Ведь это неявно подразумевает, что собеседнику дарят что‑то новое, а просветительской программе Ребе чужда такая установка