Библиотека: Сефер га-хинух

Сефер га-хинух. Книга наставления. Запрет суду выносить смертный приговор в субботу

Левит из Барселоны. Перевод с иврита Арье Ротмана 21 марта 2025
Поделиться
Твитнуть
Поделиться

«Книга наставления» принадлежит к числу популярнейших книг по иудаизму и часто, наряду с важнейшими классическими комментариями, издается вместе с Пятикнижием в качестве приложения к нему. Она содержит самые необходимые объяснения и истолкования всех шестисот тринадцати заповедей. Помимо ценных сведений, помогающих осознать причины, по которым дана та или иная заповедь, и ее смысл, автор делится своей любовью к заветам Всевышнего. Эта неугасающая любовь живет в книге уже несколько столетий, согревая сердца многих поколений читателей.

Единственная заповедь в этом недельном разделе Ваякгель, — ред. — запрет судьям выносить приговор в субботу, чтобы в случае вынесения смертного приговора его не пришлось бы приводить в исполнение в этот день, как сказано:

Не зажигайте огонь во всех жилищах ваших в день субботний.  Шмот, 35:3

Из этого следует, что в субботу запрещено казнить приговоренных к сожжению Йевамот, 6б.
, а также к казни другим способом. То, что сказанное в стихе требует истолкования и не может быть понято [только] непосредственным образом, следует из того, что в Торе уже сказано: “…не совершай никакой работы…” Шмот, 20:10.
И это касается, среди прочего, и разведения огня. А значит, отдельное упоминание запрета на этот конкретный вид деятельности призвано сообщить нам нечто новое. А именно то, о чем уже сказано выше.

И то же сказано в Мехильте Начало комм. к недельному разделу Ваякѓель.
: “не разводите огня” — разведение огня является частью общего запрета [на совершение “всякой работы”]. Но, кроме того, оно упомянуто особо, чтобы сообщить нечто об особой категории [запрещенных в субботу “работ” Есть 39 запрещенных в субботу видов деятельности (млахот, в тексте этот термин переводится как “работы”, “виды работ”). Из того, что один из них (разведение огня) упомянут отдельно, мудрецы Талмуда выводят, что совершение каждой из них является самостоятельным преступлением, а не частями нарушения единого запрета “не совершать никакой работы” в субботу.
], к которой оно принадлежит. А именно работ, посредством которых осуществляется казнь: как не дозволено разводить огонь в субботу [даже] для того, чтобы казнить [приговоренного преступника в тот же день, когда он был приговорен, как заповедано], также нельзя нарушать субботу ради приведения в исполнение казни и любым другим образом А значит, нельзя и выносить приговор — чтобы не нарушить запрет мучить приговоренного долгим ожиданием приведения приговора в исполнение.
.

Кроме того, о чем уже сказано, этот стих имеет и еще несколько толкований. Например: “Разведение огня упомянуто отдельно, чтобы разделить” — говоря словами Талмуда Йевамот, 6б.
. Имеется в виду, что если кто‑то непредумышленно Ибо за злонамеренное нарушение субботы полагается смертная казнь, а их не может быть несколько в любом случае.
и единовременно Речь идет не столько о времени, сколько о причине непредумышленного нарушения: если, например, человек нарушил субботу, забыв, что это суббота (или что какие‑то виды запрещенных в субботу работ запрещены), а затем (нарушив) вспомнил об этом, а потом опять забыл и нарушил, то в таком случае нет места для предположения, что два нарушения будут засчитаны как одно.
нарушил субботу несколькими различными способами Т. е совершил несколько из 39 запрещенных в субботу видов деятельности.
, то за совершение каждого из видов работ он обязан принести отдельную искупительную жертву.

А в Иерусалимском Талмуде Санѓедрин, 4:6.
сказано: “Рабби Ила [передал] от имени рабби Яная: запрет устраивать судебные разбирательства в субботу следует из слов “во всех жилищах ваших”” Толкование, предлагаемое Иерусалимским Талмудом, основано на том, что Писание и суды именует “всеми жилищами вашими” — см. Бемидбар, 35:29: “И будет это у вас установлением законов для всех ваших поколений во всех ваших жилищах”.
.

 

Среди причин, по которым дана эта заповедь, — желание Всевышнего почтить субботу тем, что в этот день все обретают покой и отдохновение, даже грешники и заслуживающие наказания. Подобно тому как великий царь, созывая подданных на пир, ни перед кем не затворяет ворота, а правосудие вершит на следующий день, так и Всевышний, желая нам блага, удостоил нас заповедей освящения и почитания субботы (как я писал об этом выше Заповедь 33.
) и, к вящей славе святого дня, запретил нам судить в субботу.

Эта заповедь в силе во времена, когда отправляется храмовая служба, и распространяется [только] на мужчин, так как они выступают в качестве судей и должны остерегаться делать это в субботу. Если же они в субботу приговорили человека к смертной казни через сожжение [или любым другим способом], то нарушили этот запрет Торы. Но к бичеванию за это они не приговариваются, поскольку нарушение не содержало действия. Однако если судьи собственными руками привели приговор в исполнение, то есть совершили [запрещенное] действие, то, при условии, что их действия были злоумышленными и совершенными в присутствии свидетелей, которые их предостерегали, они подлежат смертной казни побиванием камнями. Если грех был совершен по ошибке, то судьи [‑палачи] должны принести искупительную жертву.

Издание «Сефер га-хинух. Книга наставления. Том 1» можно приобрести на сайте издательства «Книжники» в ИзраилеРоссии и других странах.

КОММЕНТАРИИ
Поделиться
Твитнуть
Поделиться

«Хумаш Коль Менахем»: Какое искупление давала монета в половину шекеля?

Ключевое различие между Раши и Рамбамом в том, что Раши видит искупление как достижение коллективного эффекта общественных жертвоприношений. Рамбам же считает, что искупление достигается за счет пожертвования половины шекеля — оттого он и цитирует стих, где говорится об искуплении в единственном числе («каждый даст выкуп Господу за свою душу»)

Ки Тиса. «Когда исчислишь»

В нашей главе описаны события, оказавшие существенное влияние на всю последующую историю еврейского народа. Только в данном случае речь идет не о египетских чудесах или даровании Торы, а о событии противоположного свойства: так называемом грехе Золотого тельца, который повлек за собой не менее трагические последствия — разбиение Скрижалей.

Реконструируя жизнь Храма и его обитателей, которым ничто человеческое не было чуждо

В Талмуде никак не обсуждается политическая сторона храмовой жизни; мудрецов интересует не секулярная власть, а священный обряд — неподвластный времени, всегда актуальный, сохранившийся в памяти поколений даже после того, как Храм был разрушен. Но иТалмуд ясно показывает, что к храмовым служителям предъявлялись высокие требования, которым они не всегда соответствовали.