От «Настоящей боли» до «Бруталиста»: каковы фильмы о евреях в 2024 году
Голливуд раскололся после прошлогодней церемонии вручения премии «Оскар»: в своей благодарственной речи еврейский режиссер фильма о Холокосте критиковал Израиль спустя несколько месяцев после начала войны в Газе, пишет журналист JTA Эндрю Лапин.
Склока из-за «Зоны интересов» Джонатана Глейзера случилась одновременно с реакцией еврейской общественности на «новые стандарты разнообразия и инклюзивности» от Академии кинематографических искусств, которая пренебрегла тем, чтобы включить евреев как «недостаточно представленную голливудскую группу». В совокупности это могло предвещать сложный для евреев год в Голливуде. Не подведет ли голливудский мир престижного кино евреев в трудную минуту, как это произошло со многими другими культурными организациями?
Но случился сюрприз. Поскольку антисемитизм резко возрос, дебаты об Израиле поглотили множество культурных площадок, а беспокойство по поводу инклюзивности накалилось так, что фильмы о евреях и их опыте наоборот вызвали всплеск интереса.
«Бруталист», эпопея о венгерском еврейском архитекторе, пытающемся добиться успеха в послевоенной Америке, и «Настоящая боль», драматическая комедия о двух еврейских кузенах, путешествующих по Польше во времена Холокоста, стали двумя явными фаворитами в гонке за «Оскар» в новом году после того, как собрали большие фестивальные призы.
Новый биографический фильм о Бобе Дилане под названием «Совершенно неизвестный» (который включает в себя краткий обзор фотоальбома, показывающего мальчика, когда-то известного как Роберт Циммерман, проходящим бар-мицву) получил восторженные отзывы за игру актера-еврея Тимоти Шаламе и, как ожидается, будет хорошо принят широкой аудиторией.
Работы, посвященные еврейской религиозной жизни, также оказались успешными. Минувшей осенью «Между храмами» — малобюджетная «невротическая» комедия о подавленном канторе и его взрослой ученице, готовящейся к бат-мицве, — стала кассовым хитом инди-кино, а актриса второго плана, еврейка Кэрол Кейн стала «темной лошадкой», претендующей на награды после победы на New York Film Critics Circle.
Напомним и об успехе телевизионного комедийного сериала под названием «Никто этого не хочет», в котором Адам Броди сыграл «горячего раввина», встречающегося с нееврейкой: это оказался один из самых обсуждаемых сериалов года.
Профессионалы индустрии развлечений говорят, что причина успеха проста: это хорошие фильмы, которые люди — как евреи, так и неевреи — хотят смотреть.
«Я не думаю, что это исключительно потому, что мы говорим о «еврейских историях», — считает Эрик Кон, кинокритик-еврей, который в настоящее время составляет программы в киноцентре на Лонг-Айленде. — Думаю, у этих фильмов есть и другие точки доступа».
Любые отголоски еврейского опыта после 7 октября 2023 года в значительной мере непреднамеренны. За исключением «Совершенно неизвестного», все крупные еврейские фильмы года — включая «5 сентября», драму о кризисе с захватом в заложники израильских спортсменов на Олимпийских играх в Мюнхене в 1972 году, — были сняты до нападения ХАМАСа и последующей войны.
Кроме того, не каждый режиссер имел в виду снимать кино, посвященное еврейской идентичности. В то время как сценарист, режиссер и звезда «Настоящей боли» Джесси Айзенберг и режиссер «Между храмами» Натан Сильвер открыто говорят о своем интересе к иудаизму, режиссер «Бруталиста» Брэди Корбет и режиссер «5 сентября» Тим Фельбаум заявляют, что их фильмы просто повествуют о евреях или израильтянах, но основные тематические интересы лежат в другой плоскости.
Фильмы это подтверждают: Кон отмечает, что у них есть преимущества и помимо еврейской темы.
«Бруталист» — история бескомпромиссного художника и широкого опыта иммигрантов, а также история людей, переживших Холокост.
«Настоящая боль» с Джесси Айзенбергом и Кираном Калкиным в главных ролях явно более всего о травме Холокоста. Но, как говорит Кон, это также «фильм о дружбе с парнем из «Социальной сети» и парнем из “Наследников”».
Фильм о Бобе Дилане, конечно, ожидает широкий культурный резонанс, в том числе и потому, что его центральная фигура не так публично принимает свое еврейство, как другие еврейские знаменитости.
Тем не менее, в такой год, как 2024-й, любое включение евреев в сюжет — неважно, насколько случайное — многими приветствовалось.
«Мне понравилось, что это были фильмы об американских евреях, — говорит кинокритик, еврей Дж. Хоберман, который часто пишет именно о евреях в кино и обсуждает большинство фильмов о евреях, вышедших в этом году. — Это своего рода освобождение: чтобы иметь дело с диаспорой, а не с Израилем».
Хоберман добавляет, что он также большой поклонник «Дела Голдмана» — французской судебной драмы, основанной на реальном судебном процессе 1970-х годов над евреем-радикалом. Эта лента нашла относительно небольшую аудиторию.
(Высокий интерес за пределами еврейской общины связывает фильмы о евреях 2024 года с прошлогодними фаворитами — «Оппенгеймером», «Зоной интересов» и «Маэстро», которые привлекли внимание множества неевреев. Все это биографические фильмы об известных людях, высокобюджетные зрелища со спецэффектами и интеллектуальное, инновационное артхаусное кинопроизводство.)
Еще один важный элемент, связывающий «Бруталиста», «Настоящую боль» и «Между храмами»: все они были поставлены независимыми режиссерами, финансировались и снимались вне крупных студий, прежде чем их приобрели средние и крупные дистрибьюторы после фестивальных премьер. В итоге эти фильмы оказались выпущены модным инди-дистрибьютором A24 — компанией, принадлежащей Disney, Searchlight Pictures и мегастудией Sony. «5 сентября» также финансировался независимо, прежде чем был приобретен компанией Paramount.
Добавим, что «Бруталист» и «Настоящая боль» снимались в Венгрии и Польше — странах, где их герои столкнулись с ужасами Холокоста, — в том числе для экономии средств.
По мере того, как набирает обороты кампания по выдвижению на «Оскар» фильмов, посвященных Холокосту, их дистрибьюторы, по-видимому, склоняются к универсальным темам, а не еврейским. И это, конечно, отход от множества успешных кампаний по выдвижению на «Оскар» фильмов о Холокосте последних десятилетий, начиная со «Списка Шиндлера» и «Пианиста»: эти фильмы часто ставили ужасы Холокоста как важную часть свидетельства в центр своего предложения голосующим за «Оскар».
«Фильмы, о которых мы сегодня говорим как о номинантах на звание лучшего фильма, не представляют ничего, связанного с еврейской идентичностью, что могло бы вызвать дискомфорт у нееврейской аудитории», — замечает Кон.
Немногие из перечисленных фильмов затрагивают напрямую и тему Израиля («Бруталист» включает некоторые моменты, которые можно счесть обсуждением сионизма, но они не в центре внимания фильма). Даже «5 сентября», в котором драматизируется мюнхенский кризис с заложниками, в ходе которого 11 израильских спортсменов и тренеров были убиты палестинскими террористами, не фокусируется на еврейской или израильской перспективе: вместо этого он фокусируется на спортивных журналистах, которым поручено освещать трагедию. Хотя исторические параллели с сегодняшним израильским кризисом с заложниками и последовавшей за тем войной в Газе, несомненно, находят здесь отклик.
«5 сентября» выходит в широкий прокат в январе, и фильм еще не прорвался в культурный ландшафт так, как на то надеялась Paramount. Студия позиционировала этот фильм как потенциальный претендент в номинации «лучший фильм» на «Оскаре», возможно, вдохновляясь при этом драмой Стивена Спилберга «Мюнхен» (2005), которая освещала ту же тему и получила пять номинаций на «Оскаре», включая главную. Но фильм не смог вызвать большого ажиотажа в ограниченном прокате, что подорвало его шансы, и предсказатели «Оскара», такие как Variety и Vulture, снизили его шансы. Кон же назвал фильм «полным провалом в прокате»: он получил единственную номинацию на «Золотой глобус» как «лучший фильм-драма».
Неясно, связано ли это с его сосредоточенностью на теме Израиля или с общей незаинтересованностью на переполненном кинорынке. В социальной сети рецензий фильмов Letterboxd некоторые из самых популярных обзоров «5 сентября» обвиняют его в том, что он является «израильской пропагандой».
Война повлияла по крайней мере на один фильм о евреях в 2024 году: документальную ленту «Другой земли нет», снятую коллективом израильских и палестинских кинематографистов и рассказывающую об усилиях израильских военных по уничтожению палестинского поселка Масафер Ятта на Западном берегу.
Как и другие фильмы, здесь упомянутые, он был снят еще до 7 октября (после доснят лишь небольшой фрагмент). Но сторонники этого фильма ссылаются на продолжающуюся войну — и сопутствующий ей рост насилия со стороны поселенцев на Западном берегу — и выступают за его широкий показ.
Несмотря на признание критиков и награды, включая попадание в шорт-лист за лучший документальный фильм на «Оскаре», «Другой земли нет» еще не нашел официального дистрибьютора в США.
Другой скандальный документальный фильм, посвященный Израилю, «Досье Биби», также вошел в шорт-лист «Оскара» и вскоре будет распространяться в рамках нетрадиционной модели новых медиа. Его поддерживает израильская организация «НеПриемлемый», которая протестует против премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху и его правительства и имеет большую аудиторию в США.
(Примечательно, что в шорт-лист премии «Оскар» за лучший международный полнометражный фильм вошла палестинская заявка — «С самого начала», сборник короткометражек, снятых в секторе Газа после 7 октября, — но не израильская, драма о горе брата и сестры под названием «Подойди ближе», в которой не упоминалась война.)
«Я думаю, это больше, чем фильм, — считает Хоберман, назвавший «Другой земли нет» лучшим фильмом года. — Я был очень рад, что появился фильм, который столь откровенно говорит о том, что я считаю ужасной несправедливостью. Но сам факт, что его удалось снять, вселяет надежду, хотя бы теоретически».
Кстати, его список лучших фильмов появился в журнале Artforum, который пережил кризис руководства, вызванный 7 октября, вскоре после атаки ХАМАСа.
Неудача с прокатом картины «Другой земли нет» может больше рассказать о настроениях Голливуда после 7 октября, чем успех всех других фильмов на еврейскую тему: ленты, затрагивающие конфликт, по-прежнему считаются слишком рискованными для понимания конечного результата в прокате.
«Ни одна компания не может рисковать багажом, который может принести с собой этот фильм, независимо от того, согласны ли они с его точкой зрения», — отмечает Кон.
Да, не каждый еврей будет доволен тем, как фильмы о евреях изображают сегодня реальную еврейскую жизнь. Сторонница большей представленности евреев на экране Эллисон Джозефс, которая ведет блог «Еврей в городе», недавно провела опрос евреев, телеведущих и актеров телесериалов, в сотрудничестве с Центром Нормана Лира при Университете Южной Калифорнии. По ее мнению, выбор самих евреев «следует образцам проблемных еврейских фильмов, которые мы уже видели раньше» как в подборе актеров, так и в тематике: «Мы хотим видеть евреев, играющих евреев, и при этом разнообразный подбор актеров, чтобы заранее “заказать”, как будут выглядеть евреи, поскольку многие из нас не являются белыми. Мы хотим видеть евреев, наслаждающихся своим наследием, гордящихся своей идентичностью. И мы хотим видеть истории за пределами Холокоста».
Для Джозефс, которая активно выступала против исключения евреев из новых правил Академии киноискусства в отношении «разнообразия», то, как создатели фильмов относятся к Израилю, является важным фактором в оценке их успеха.
«Я гуглю сведения о звездах этих фильмов и не вижу у них никакой общественной поддержки Израиля, — пишет она. — И это просто добавляет горечи к ране».
(Да, Айзенберг избегал обсуждения Израиля в интервью; а Гай Пирс, который играет скрытого антисемита, благодетеля архитектора-еврея Эдриана Броуди в «Бруталисте», является активным пропалестинским активистом, который недавно заявил Vanity Fair: «Мне кто-то сказал: “Давайте не будем забывать, из чего состоит Голливуд. Будьте осторожны”».)
В конце концов, подчеркивает Кон, фильмы о евреях остаются нишевыми в Голливуде. Но это ниша, которая может надежно привлечь зрителей в кинотеатр.
«Мои родители — либеральные сионисты, которые ходили смотреть “Между храмами”. И я не имел к этому никакого отношения, — говорит он. — Просто когда они видят фильм, в котором есть еврейская тема, они идут на него».