Учение Хабад. Борьба и гармония: Два чуда — две стороны праздника
Два чуда — две стороны праздника
Рамбам дает два определения праздника Хануки — дни веселья и дни прославления, хотя Талмуд говорит лишь, что «сделали эти дни праздничными в [чтении молитв], прославлениях и благодарности», без упоминания дней веселья.
Можно это объяснить тем, что Рамбам трактует слова Талмуда в том смысле, что они говорят о днях прославления, появившихся в честь чуда с кувшином масла, в дополнение к установленным в память о военной победе дням веселья. Тогда вопрос Талмуда «что такое Ханука?» касается причины этого дополнительного установления. То, что Ханука — это дни веселья, понятно и не требует объяснений. Ведь Всевышний спас евреев от беды, потому и был установлен праздник. Так же как в память о спасении евреев во времена Мордехая и Эстер был определен день веселья — праздник Пурим. Неясным остается, почему же Хануку празднуют восемь дней и в каждый из них читают молитвы прославления Всевышнего? Ответ Талмуда: вдобавок к чудесной победе в войне произошло чудо кувшина с маслом, и в память о нем были установлены восемь дней прославления.
Теперь понятно, что недаром Рамбам делит в своей книге историю Хануки на два разных закона: в первом рассказывает о военной победе и спасении, во втором, отдельном законе — о чуде кувшина с маслом. Таким образом Рамбам подсказывает нам, что в законах Хануки есть две составляющие: «дни веселья» и «дни прославления», установленные в память о каждом из двух чудес.
Книгу Йоэля Кана «Учение Хабад» можно приобрести на сайте издательства «Книжники» в Израиле, России и других странах