Раскрытие сокровенного: Ханука
Семь стеблей меноры и семь лампад меноры — это семь мидот (Хесед, Гвура, Тиферет…). А свет, идущий от них, это, по сути, свет Хохмы, который излучается на них из Кодеш а‑кодашим . Тора происходит от Божественной сфиры Хохма. Греки хотели погасить этот свет, так как полагались только на человеческий разум.
Можно изобрести мидот и на основе разумного, ибо и в разуме есть крупицы мудрости. Однако изменить человеческие качества при помощи разума невозможно. Известно, что греческие философы нарушали самые элементарные нормы и были развращены. Говорят, что Аристотель умер от зависти.
Аризаль объяснил слова «время, когда человек властвует над другим, ему во вред» (Коэлет, 8:9) так: время, когда злодей властвует над святым человеком, наносит вред злодею. В результате этой схватки святой человек отбирает у злодея все его положительные качества. Так произошло при столкновении Израиля с Грецией. В результате такого столкновения греческая философия пришла в упадок, еврейская же вера настолько обогатилась, что стала светить всем народам мира. Именно поэтому важно поставить ханукальные свечи так, чтобы они светили вовне.
Также можно объяснить расхождение между школой Илеля и Шамая. Илель считал, что свечи надо добавлять каждый день, а Шамай — что надо уменьшать количество ханукальных свечей.
Про Ицхака сказано, что в какой‑то момент притупилось его зрение. В Гемаре про слепцов говорят «достигший света». В трактате Йома, 28, 2 говорится, что слова Ицхак закен означают, что Ицхак сидел в ешиве, то есть рос в мудрости и постижении Высшего света. Известно выражение «ослепительный свет». Обилие света слепит и выглядит как тьма.
Так как школа Шамая — это Гвура (Дин), ее приверженцы видят работу постижения как движение снизу вверх. Поэтому чем ближе к Свету, тем меньше становится его восприятие, оно уменьшается до тех пор, пока не исчезает полностью. То есть Высший свет уже невозможно воспринять органами чувств.
Школа Илеля — это Хесед, то есть постоянное возрастание Добра. Так сказано в трактате Иерусалимского Талмуда Брахот: «Геулат Израиля, как заря, — сперва нарастает медленно, пока не прорывается вширь». Свет Ашема проникает сверху вниз.
Так и в субботу Свет высших миров спускается к нам постепенно и освещает каждого на его уровне. В таком состоянии тшува облегчена. В будний день человек должен подниматься к Божьему свету. Наш учитель Моше, который получил Божественный свет Торы и передал его народу Израиля, сам, безусловно, является символом света и меноры. Царь Шломо говорит, что свеча — это мицва, а Тора — это свет многих мицвот.
Маараль в книге Нер мицва («Свеча заповеди») пишет, что слово «Яван» (Греция) составляет в гематрии цифру 66, а выражение «зал Храма» составляет 65. Однако в Кодеш а‑кодашим (Святая святых) йуд произносится, но не пишется, значит, прибавляется еще скрытая буква. Йуд = 10, и поэтому десять — это святая десятина. Поэтому в Кодеш а‑кодашим и был спрятан кувшин с маслом, так как эллины не могут добраться до святого места, туда, где находится арон кодеш со Скрижалями завета и двумя херувимами, между которыми звучал Глас Ашема для Моше. А ведь эллины не признавали богоданность Торы.
Книгу Йосефа Менделевича «Раскрытие сокровенного» можно приобрести на сайте издательства «Книжники» в Израиле, России и других странах