Арабское меньшинство между Израилем и Сирией: о чем сегодня их мысли
В течение десятилетий после того, как Израиль завоевал Голанские высоты, община друзов, проживающая в горной деревне Мадждаль-Шамс, продолжала считать себя сирийцами, пишет журналист The Wall Street Journal Дов Либер. Но для многих молодых друзов в этом районе Израиль — единственная страна, которую они действительно знают. И они видят свое будущее именно там, а не в Сирии.
«Я не хочу возвращаться, — заявляет 20-летняя Нирвана Юсеф, чьи деды воевали за Сирию против Израиля в войне 1967 года. — У нас здесь гораздо более высокий уровень жизни».
Израиль пытается извлечь выгоду из этих настроений, надеясь использовать успех друзской общины в Израиле, чтобы убедить их родственников по ту сторону границы, что их сосед — дружественная страна. Это часть широких усилий, которые предпринимает Израиль после падения президента Сирии Башара Асада с целью обезопасить свою границу.
Когда исламисты захватили Дамаск, военное и политическое руководство Израиля поспешило встретиться с руководством друзов — 150-тысячной арабоязычной общины Израиля, которая имеет прочные семейные и общинные связи с сотнями тысяч друзов, живущих на юге Сирии. Около 20 тыс. из них живут на Голанских высотах. Друзы исповедуют религию, сформировавшуюся в качестве раннего ответвления ислама.
И Израиль, и друзское меньшинство в Сирии опасаются, что, несмотря на умеренные заявления новых сирийских лидеров, в будущем они представляют серьезную угрозу. С этой целью Израиль оккупировал буферную зону между двумя странами и уничтожил сирийские военные объекты для предотвращения их попадания в потенциально враждебные руки.
Нынешние и бывшие израильские чиновники говорят: если Сирия расколется или скатится в новый раунд борьбы между различными группировками, Израиль мог бы помочь защитить общины друзов в Сирии, а друзы, таким образом, могли бы выступить в качестве буфера против врагов, желающих посягнуть на границы Израиля.
«Израиль ищет хороших соседей, а друзы не хотят, чтобы кто-либо угрожал их существованию, чести, земле и религии», — заявляет друз, и при этом израильский бригадный генерал в отставке Хассон Хассон.
Укрепление связей с друзами стало бы продолжением той политики, которую Израиль начал еще в первые годы гражданской войны в Сирии. В период с 2011 по 2018 год Израиль установил связи с различными повстанческими группировками вблизи своей границы и предоставил им деньги, еду, топливо и медикаменты. Публично Израиль заявил, что его усилия были исключительно гуманитарными.
Однако нынешние и бывшие израильские чиновники, включая высокопоставленных чиновников-друзов, сообщали, что Израиль тайно действовал для защиты друзов в Сирии и во время гражданской войны.
«Мы делали это в прошлом, и мы можем делать это в будущем», — говорит Хамад Амар, друз и депутат кнессета. Он подчеркивает, что Израиль не хочет никаких сирийских земель, а хочет мирно сосуществовать с Сирией.
В 2017 году, на фоне ожесточенных боев в Хадере, друзской деревне через границу от Мадждаль-Шамса, израильские военные заявили, что не допустят, чтобы Хадер пострадал.
Видеоролик, снятый недавно и быстро распространившийся в соцсетях, продемонстрировал собрание друзов именно в Хадере: местные жители призывали Израиль его аннексировать.
«Даже если просьба о присоединении к [израильским] Голанам посчитается злом, это гораздо меньшее зло, чем то, которое надвигается на нас», — говорит в этом видео оратор, призывающий людей записать его обращение.
Впрочем, эти настроения были резко опровергнуты представителями власти в Хадере и других близлежащих деревнях в их официальном заявлении.
Они сообщили, что друзы хотят быть частью единой демократической Сирии и видеоролик не представляет мнения большинства жителей Хадера. При этом лидеры друзов в Израиле также выразили недовольство призывами к аннексии.
«Мне кажется, налицо осторожный и выжидательный подход. На данный момент они плывут по течению, все еще желая быть частью Сирии, но возможно и меньшинством, открытым для присоединения к Израилю», — считает эксперт по Сирии, научный сотрудник аналитического центра в Филадельфии «Ближневосточный форум» Аймен Джавад аль-Тамими, который рассказывает, что был в контакте с жителями Хадера.
После того, как Израиль занял израильско-сирийскую буферную зону после свержения Асада, деревня с трех сторон окружена израильскими войсками.
Крупнейшая община сирийских друзов проживает в Эс-Сувейде, примерно в 100 километрах от границы Израиля.
«Проблема Хадера — это просто отвлекающий маневр, не более того, она не имеет никакого значения, — говорит бывший учитель английского языка в Эс-Сувейде Талеб Халаби, который хотел бы жить в объединенной светской Сирии. — Те, кто общается с Израилем, не представляют нас и вообще не представляют больших групп людей».
16 декабря нынешний лидер Сирии Абу Мухаммед аль-Джулани встретился с представителями сирийских друзов и сказал им, что Сирия будет единой, а все боевики окажутся интегрированными в министерство обороны.
Израильская журналистка — друз и эксперт по политике на Ближнем Востоке — Эман Сафади утверждает, что один из планов будущего сотрудничества состоит в том, что друзы из Сирии смогут приезжать на работу в Израиль, где не хватает рабочей силы.
«Многие друзы на юге Сирии сталкиваются с серьезными экономическими трудностями из-за последствий гражданской войны, — замечает она. — Работа в Израиле, где экономика более стабильна, могла бы обеспечить им источник дохода».
В Мадждаль-Шамсе сине-белый флаг Израиля развевается на каждом муниципальном здании. Хотя арабский язык здесь по-прежнему доминирующий, большинство людей говорят и на иврите.
«Я думаю, что я скорее из Израиля, не из Сирии», — считает Юсеф, которая работает в местном пабе.
Она входит в число тех 20% друзов на Голанских высотах, которые получили израильское гражданство.
Ее мнение не является здесь всеобщим. В деревне есть памятники, некоторые из них украшены новым трехзвездным флагом Сирии, и все они прославляют историческую роль общины друзов в создании современной Сирии в 1946 году.
«Мы сирийские граждане, живущие под израильской оккупацией с 1967 года», — прямо заявляет 66-летний Маджд Абу-Салех, адвокат из Мадждаль-Шамса.
Одной из достопримечательностей здесь является статуя деда Абу-Салеха — Асаада Канджа Абу Салеха, лидера арабского восстания против французских властей в Сирии в 1920-х годах. Статуя изображает революционера верхом на вздыбленной лошади, вскидывающим винтовку вверх.
«Мы заплатили кровью за независимость Сирии», — говорит он, подчеркивая, что выражает собственное мнение.
Будучи уязвимым меньшинством, не имеющим собственной страны и расселенным по Ливану, Сирии и северному Израилю, друзы традиционно сохраняют лояльность к той стране, в которой живут.
Но эта стратегия ныне оказывается под угрозой, поскольку меньшинства на Ближнем Востоке подвергаются преследованиям и становятся более уязвимыми из-за распада Ирака и Сирии, заявляет друз Юсри Хазран из Еврейского университета в Иерусалиме, который занимается исследованием меньшинств на Ближнем Востоке.
Исход дискуссий в среде друзов по поводу того, вступать ли в союз с Израилем, зависит от уверенности людей в безопасности этого национального государства, говорит он.
«Речь идет именно о вере», — отмечает Хазран.
37-летний Джавлан Абу-Салех, адвокат из Мадждаль-Шамса и дальний родственник Маджда Абу-Салеха, сообщает, что чувствует себя ближе к сирийцам и их культуре, чем к Израилю, но вместе с тем он испытывал оторванность от Сирии во все время гражданской войны и теперь не хотел бы терять более высокий уровень жизни.
Можно сказать, что после свержения Асада он буквально разрывается из-за проблемы собственной идентичности.
«Падение режима Асада — это момент истины для всех местных жителей, это вопрос, где действительно они хотят жить», — отмечает он.